Среди бесед Афанасия Великого наиболее значительна гомилия на Мф 11. 27: «Все предано мне Отцом Моим» (Εἰς τό̇ Πάντα μοι παραδώθη ὑπὸ τοῦ Πατρός μου,
In illud: Omnia mihi tradita sunt, 328 или 340/41), направленная против арианской интерпретации этого места. В ней А. В. утверждает единство сущности Отца и Сына на основании Ин 16. 15: «Все, что имеет Отец, есть Мое».
Источниками наших сведений об Антонии Великом являются сообщения церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других, но главным из них является древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около 365 г. одним из видных греческих писателей IV века отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам.
Приводится по изданию: Творенiя иже во святых отца нашего Афанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринт. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 445-454. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.
Текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии, частично сохранены особенности орфографии и пунктуации издания 1903 года.
Несмотря на то, что принадлежность этого сочинения святителю Афанасию Великому вызывает сомнение некоторых ученых, значение его для аскетического богословия весьма велико. Произведение содержит подробные наставления девственнице относительно времяпрепровождения и религиозных обязанностей «невесты Христовой».
К группе нравственно-аскетических посланий и писем святителя относятся «Послание к Амуну» (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Αμοῦν μονάχοντα, Epistula ad Amunem, 350-353?) и «Письмо к Драконтию» (̓Επιστολὴ πρὸς Δρακόντιον, Epistula ad Dracontium, 354-355).
Апологетическую группу сочинений свт. Афанасия Великого составляют ранние сочинения: «Слово против язычников» (Λόϒος κατὰ ῾Ελλήνων, Oratio contra gentes) и «Слово о воплощении Бога Слова» (Λόϒος περὶ τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῦ Λόϒου, Oratio de incarnatione Verbi). Они написаны ок. 318 г. (335–337; здесь и далее датировки по К. Ле Башле (DTC), альтернативные — по М. Тецу (TRE)), однако уже содержат основные положения учения святителя. Оба Слова связаны между собой и, согласно блж. Иерониму (De vir. illustr. 87), объединялись под общим названием «Две книги против язычников» (Adversum gentes duo libri). 1-е сочинение по теме и содержанию близко к апологиям II в.: в нем дается критика языческой мифологии и обрядов как идолопоклонства, а также намечается путь истинного богопознания через созерцание красоты тварного мира и самопознание. Во 2-м Афанасий Великий раскрывает смысл Боговоплощения. Это важнейшее произведение для восточнохристианской антропологии и сотериологии.
Святитель Афанасий Великий (+ 373) — выдающийся представитель александрийского богословия, всей своей жизнью засвидетельствовавший высокое значение своих произведений. Его толкование на псалмы является классическим трудом святоотеческой экзегетики. Данная работа позволяет увидеть библейские тексты в их подлинном смысле и значении.
Трактат «О воскресении мертвых» - первое христианское произведение, целиком посвященное этой теме. Сочинение, обращенное к образованной публике, не только христианской, но и языческой, отличается хорошим литературным стилем. Задача трактата - доказать истинность и непротиворечивость христианского взгляда на телесное воскресение. Произведение состоит из 25 глав и делится на 2 части: «отрицательную» (1-10), в которой опровергаются основные возражения против учения о воскресении, и «положительную» (11-25), содержащую доводы в пользу этого учения. Афинагор обосновывает истинность воскресения утверждением о всевластии Бога и обстоятельным разбором антропологии (вплоть до физиологии). Антропологическое учение основывается на убеждении, что человек является образом Божиим, он создан для блаженного состояния (обожения), как целостное разумное существо, с душой и телом.
Роман посвящен одному из сложнейших и труднейших периодов истории Древней Руси. В самом начале XIV века определилось противостояние между Тверью и Москвой в борьбе за ярлык на великий стол Владимирского княжения и тем самым за лидерство в собирании русских земель. Великодушный, по слову Карамзина, князь Михаил тверской и самолюбивый князь московский Юрий являются центральными фигурами этой трагической повести.