«… Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое
исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа – не столько
историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая.
Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и
мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема –
Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной
фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о
славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе
славянофильства. …»
Николай Яковлевич Данилевский — социолог, публицист, представитель славянофильского направления русской научно-философской мысли. В самом известном своем сочинении "Россия и Европа" Данилевский выдвинул теорию "культурно-исторических типов", которая оказала огромное влияние на современную западную философию культуры и предвосхитила концепции локальных цивилизаций О.Шпенглера, А.Тойнби и др.
Книга философа И.А. Ильина, написанная в 1925 году. Относится к берлинскому периоду творчества философа. Произведение посвящено участникам белого движения и направлено на критику учения Л.Н.Толстого и его последователей о ненасилии.
...По чтению можно узнавать человека. Ибо каждый из нас есть то, «что» он читает; и каждый человек есть то, «как» он читает; и все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…
Исследование написано сербским богословом в 1931 году. Читатель, которого занимают проблемы миссии России, найдет в книге много поднимающих самооценку идей...
Какой-то космический заговор существует против нашей планеты, поскольку нигде во вселенной не умирают, как на земле. Остров смерти, единственный остров смерти, на котором умирают - вот что такое печальная звезда наша. А над ней, вокруг нее и под ней кружат бесчисленные мириады звезд, на которых нет смерти, на которых не умирают. Со всех сторон бездна смерти окружает планету нашу. Где тот путь, который начинается на земле, а не ведет к обрыву смерти? Где то существо, которое может избежать смерти на земле? Все умирают, всё умирает на этом жутком острове смерти. Нет судьбы, печальнее земной, нет трагедии, отчаяннее человеческой...
В работе «О необходимости и возможности новых начал для философии», Иван Киреевский выражает решительное сомнение в том, что западная философия в той форме, которую она приняла, способна выразить духовный опыт, выработавшийся на почве русской культуры и истории, и выдвигает программу «самобытно-русской» философии, которая должна примирить разум и веру, в западной философии распавшиеся.
Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891) — выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик и публицист, принявший в конце своей жизни постриг в Оптиной пустыни. Будущее России видел в сохранении традиционного Православия, сильной государственности самодержавия и эстетизме народной старины. Его главное произведение «Византизм и славянство» обрело заслуженное признание как веха российской исторической мысли.