"Врач, которого Бог даровал Египту", - так описал святого Антония Великого (251-356) его друг и биограф святой Афанасий Александрийский. Не только из Египта, но из самых отдаленных частей Римской империи непрерывный поток посетителей тянулся в пустыню, чтобы увидеть отшельника Антония: священники, монахи, миряне. Одни шли за советом в каком-нибудь своем деле, другие просто хотели побыть с ним рядом, получая уроки из его молчания и находя, что само его присутствие обновляет в них надежду. Святой Антоний - прообраз особого и характерного для восточного христианства духовного типа старца, geron (греч.), благодатного "аввы" или духовного наставника.
"Даю сии правила, как изречет их Господь устами моими, для тех, кои хотят подклониться под тяжелое иго отшельничества. Должно повиноваться сим заповедям, и кто нарушит хоть одну из них, тот меньшим наречется в Царствии Небесном".
Всех писем Антония Великого, которые посылал он ученикам из своего уединения на «внутренней горé» у Красного мóря в различные египетские монастыри, насчитывается двадцать. Он писал их на родном коптском языке, на котором они и доныне сохраняются во многих египетских монастырях...
Сіе слово переведено съ латинскаго языка, изъ Библіотеки древнихъ
отцевъ, издан. Галландомъ, въ Венеціи 1788 года. Оно найдено въ древней
латинской рукописи Альда Минуція, и въ первый разъ напечатано Жерардомъ Воссіемъ
въ Маинцѣ 1604 года въ собраніи сочиненій разныхъ святыхъ отцевъ,
изданномъ въ одной книгѣ съ сочиненіями св. Григорія Чудотворца.
Мало известная шумному свету, игумения Арсения (Себрякова) была одной из редких избранниц Божиих — не от мира сего (Ин. 18, 36), все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям, и, как светильник горяй и светяй (Ин. 5, 35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими, в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками. Об этой высокой жизни, о дивных подвигах и есть эта книга.
Наше время дошло до небывалой переоценки всех ценностей, и в этом хаосе утеряно и забыто правильное отношение даже к величайшим святыням Православия, в особенности к Священному Преданию...
Данная работа имеет целью единственным в своем роде примером преподобного Иустина (Поповича), его отношения к Священному Преданию вернуть нас назад, прочь с опасных и губительных путей, по которым блуждаем мы сознательно или неосознанно.
Астерий Амасийский (+ до 431), святитель, митрополит Амасии Понтийской. Проповеди Астерия, сильное влияние на которыерые оказал свт. Иоанн Златоуст, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени. В своих риторических приемах Астерия ориентировался также на речи Демосфена и Ливания.
Астерий († до 431), свтятитель, митрополит Амасии Понтийской. Проповеди Астерия, сильное влияние на которые оказал свт. Иоанн Златоуст, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени.
Эта беседа, как видно из ее вступления, была произнесена Астерием в день празднования памяти св. мучеников, священные останки которых покоились в загородном храме. Уже тогда существовал обычай, — по случаю большого стечения народа на духовное торжество, — приурочивать к церковному празднику торговую ярмарку. Это обстоятельство и подало повод нашему проповеднику выступить с принципиальным осуждением страсти корыстолюбия, для развития которой торговые операции, как известно, представляют весьма благоприятные условия.
Слово "достойно особенного внимания потому, что оно было в великом уважении в древней Церкви, и два раза читано было на седьмом вселенском Соборе в подтверждение иконопочитания."
Афанасий (Евтич) (род. 1938), епископ б. Захолмско-Герцеговинский. Является автором огромного количества публикаций в периодической литературе. Вышло в свет более десяти его книг. Член Союза писателей Сербии.