Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала Руководство незаменимыми для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.
Амфилохий Иконийский (+ 394), епископ, святитель. Двоюродный брат святого Григория Богослова, близкий друг святого Василия Великого, их ученик, последователь и единомышленник. Память 23 ноября.
Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660-740), архиепископ, святитель. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста и ряда других произведений.
Книги покойного протоиерея Александра Меня в настоящее время издаются большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия — католического и протестантского. В чем именно состоят расхождения, мы и постараемся показать.
Астерий Амасийский (+ до 431), святитель, митрополит Амасии Понтийской. Проповеди Астерия, сильное влияние на которыерые оказал свт. Иоанн Златоуст, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени. В своих риторических приемах Астерия ориентировался также на речи Демосфена и Ливания.
Среди бесед Афанасия Великого наиболее значительна гомилия на Мф 11. 27: «Все предано мне Отцом Моим» (Εἰς τό̇ Πάντα μοι παραδώθη ὑπὸ τοῦ Πατρός μου,
In illud: Omnia mihi tradita sunt, 328 или 340/41), направленная против арианской интерпретации этого места. В ней А. В. утверждает единство сущности Отца и Сына на основании Ин 16. 15: «Все, что имеет Отец, есть Мое».
Приводится по изданию: Творенiя иже во святых отца нашего Афанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринт. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 445-454. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.
Текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии, частично сохранены особенности орфографии и пунктуации издания 1903 года.
Как трудно подчас нам оценить всю глубину Слова Божия без мудрого пастыря и наставника. Одним из таких мудрых наставников является священномученик-исповедник, истинный подвижник, епископ Василий Кинешемский (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, 1876-1945). Главной своей архипастырской задачей он ставил православное просвещение. Всесторонне и глубоко исследовав Священное Писание, он избрал предметом своих размышлений Евангелие от Марка. Священномученик Василий Кинешемский рассматривает его в качестве духовно-нравственной основы бытия человеческой личности. Поэтому эта книга получилась своеобразным учебником духовной жизни христианина.