Святитель Григорий I Двоеслов (+604), папа Римский, — вселенский отец и учитель Церкви. Среди его обширного богословского наследия особое значение имеют «Сорок беседы на Евангелия». Главной целью своей книги Святитель видел нравственное усовершенствование христианина, для чего увещевал паству «как можно скорее поспешать к вечным радостям отечества небесного».
В 8 беседах о блаженствах свт. Григорий Нисский рассматривает евангельские Блаженства (Мф 5. 3-10; ср.: Лк 6. 20-23) как лестницу из 8 ступеней, по которой Божественное Слово постепенно возводит человека на высоты совершенства. Вершиной лестницы этого духовного восхождения является Сам Господь.
Приводится по изданiю: Творенiя святого Григорiя Нисского. Часть седьмая. М.: Типографiя В. Готье, 1865. - С. 451-456. (Творенiя святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академiи, том 44.)
Приводится по изданiю: Преподобного Иоанна Дамаскина, Беседа на иссохшую
смоковницу и притчу о винограде. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при
Санктпетербургской Духовной Академiи». - 1835 г. - Часть I. - с.
229-245.
Текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии, частично сохранены особенности орфографии и пунктуации издания 1835 года.
Произнесены в Константинополе между сер. 402 и нач. 403 г. или между 1-й и 2-й ссылками свт. Иоанна. В конце 11-й беседы святитель упоминает о «схизме» в Церкви, вызванной тем, что часть его паствы перешла на сторону его соперника, который поначалу действовал в рамках церковных законов. По всей вероятности, речь идет о еп. Севериане Габальском или о новацианском епископе Сисинии. В 20-й беседе содержится поучение о христианском браке.
Семь слов о Лазаре произнесены святителем Иоанном в Антиохии скорее всего в янв.-февр. 388 г. или в 393 г. Посвящены толкованию притчи о богатом и Лазаре (Лк 16. 19-31).
... Cлово архимандрита Иустина так живо, проникновение в мысль самого Апостола Любви так глубоко, что 1900 лет, отделяющие нас от момента написания этого послания, как бы сглаживаются и кажется, что обращено оно именно и непосредственно к нам...