В настоящей статье я постараюсь дать общую идею о роли в духовной жизни ангелов света и духов тьмы по творениям наиболее значительных аскетических и мистических писателей восточного христианства.
Архиеп. Василий (Кривошеин)
Василий (Кривошеин) (1900-1985) - архиепископ Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог.
Статья была написана в период пребывания будущего архиепископа на Святой Горе и впервые издана в Праге в 1936 в ежегоднике «Seminarium Kondakovianum».
Это первая работа на русском языке обобщающего характера, написанная на основе всех изданных к тому времени творений свт. Григория Паламы. Она может рассматриваться как ответ на нападки на свт. Григория некоторых католических ученых (М. Жюжи и др.).
Василий (Кривошеин) (1900 - 1985), архиепископ Брюссельский и Бельгийский.
"В настоящем докладе мы не намерены дать полной картины православного духовного предания или разрешить все проблемы, связанные с ним. Располагаемое нами время не дает нам этой возможности, превосходящей вообще наши силы. Мы хотели бы коснуться только немногих основных вопросов..."
Результатом многолетних исследований архиепископа Василия (Кривошеина) явилась фундаментальная монография «Прп. Симеон Новый Богослов (949-1022)», вышедшая в 1980 г. в Париже одновременно на русском и французском языках - первое в русской церковной науке систематическое изложение мистического и догматического богословия прп. Симеона.
Кроме "Бесед на Шестоднев" и "Бесед на псалмы" известно еще 28 подлинных бесед святителя Василия Великого (см. Православная энциклопедия). В настоящей книге собраны 24 беседы.
Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далёкими, примирение враждующих.
Ибо кто может почитать ещё врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, - изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик.
Книга святителя Василия Великого «Беседы на Шестоднев» излагает христианский взгляд на вопрос о том, как возник мир, Кем и каким образом он был создан, на чем держится мироздание, как возникают важнейшие природные явления. Рассматривая удивительные примеры из жизни живой природы, святитель Василий делает выводы, назидательные для христианской души.
«Нравственные правила» (числом 80) святителя Василия Великого (†379) затрагивают различные стороны духовной жизни христианина. Это — вера и послушание воле Божией, борьба с грехом и покаяние, Крещение и Причащение Святых Тайн; святитель говорит о любви к ближнему и милосердии, о Божией благодати и молитве, о суде Божием и «жизни будущаго века» и многом другом.
Трактат «О Святом Духе» известен также под др. названием – «О троическом богословии». Формальным поводом для написания трактата «О Святом Духе» послужило недоумение участников празднования памяти мучеников Евпсихиев в Кесарии в 374 г. по поводу употребленных свт. Василием в молитве формул «с Сыном и Святом Духом» и «через Сына во Святого Духе». В ответ на просьбу ученика Василия Великого Амфилохия, буд. свт. Иконийского, разъяснить эти выражения и возник трактат «О Святом Духе». Однако прикровенным мотивом указывается разрыв Василия Великого с Евстафием Севастийским. 18 из 30 глав трактата (10–27) содержат внутреннюю полемику против Евстафия и его последователей. Трактат был написан в течение года (кон. 374 – кон. 375 – Ep. 231. 32), но стал доступен адресату только в кон. 376 или в нач. 377 г. Неровность стиля объясняется перерывами в написании, связанными с частыми болезнями Василия Великого и его поездками.