Четверг, 09.05.2024, 18:26


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Библиотека » Святоотеческое наследие » 4-10 вв.

Василий Великий, свт. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому (fb2)
[ Скачать с сервера (180.7 Kb) ] 08.03.2011, 13:49
Трактат «О Святом Духе» известен также под др. названием – «О троическом богословии». Формальным поводом для написания трактата «О Святом Духе» послужило недоумение участников празднования памяти мучеников Евпсихиев  в Кесарии в 374 г.  по поводу употребленных свт. Василием в молитве формул «с Сыном и Святом Духом» и «через Сына во Святого Духе». В ответ на просьбу ученика Василия Великого Амфилохия, буд. свт. Иконийского, разъяснить эти выражения и возник трактат «О Святом Духе». Однако прикровенным мотивом указывается разрыв Василия Великого с Евстафием Севастийским. 18 из 30 глав трактата (10–27) содержат внутреннюю полемику против Евстафия и его последователей. Трактат был написан в течение года (кон. 374 – кон. 375 – Ep. 231. 32), но стал доступен адресату только в кон. 376 или в нач. 377 г. Неровность стиля объясняется перерывами в написании, связанными с частыми болезнями Василия Великого и его поездками.


Содержение: 

Глава 1. Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия.
Глава 2. Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?
Глава 3. О том, что cиe тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости.
Глава 4. О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго.
Глава 5. О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе.
Глава 6. Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы.
Глава 7. Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им.
Глава 8. В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно свойственнее речения: с Ним, а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается.
Глава 9. Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания.
Глава 10. Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном.
Глава 11. О том, что отрицающие Духа суть изменники.
Глава 12. Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа.
Глава 13. Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов.
Глава 14. Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на cиe возражение, а вместе и о прообразованиях.
Глава 15. Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении.
Глава 16. О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве касательно человеков, и на ожидаемом суде.
Глава 17. Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложено веры о благочестном сочислении.
Глава 18. О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и вместе обличение утверждающих, что Дух подчисляется.
Глава 19. Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно.
Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных.
Глава 21. Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом.
Глава 22. Из того, что Дух подобно Отцу и Сыну недоступен для созерцания, заключение об естественном общении Духа с Отцем и Сыном.
Глава 23. О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему.
Глава 24. Обличение в несообразности тех, которые не славят Духа, заимствованное из сравнения Его с прославляемыми тварями.
Глава 25. О том, что Писание употребляет слог в вместо слога с а также, что слог и равносилен слогу с.
Глава 26. О том, что в каких только случаях ни говорится предлог в, во всех тех случаях берется он и о Духе.
Глава 27. О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог с, и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви.
Глава 28. О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом.
Глава 29. Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: с.
Глава 30. Изображение настоящего состояния Церквей.
Категория: 4-10 вв. | Добавил: admin| Источник материала | Теги: Василий Великий
Просмотров: 1044 | Загрузок: 223
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете