Трактат «О Святом Духе» известен также под др. названием – «О троическом богословии». Формальным поводом для написания трактата «О Святом Духе» послужило недоумение участников празднования памяти мучеников Евпсихиев в Кесарии в 374 г. по поводу употребленных свт. Василием в молитве формул «с Сыном и Святом Духом» и «через Сына во Святого Духе». В ответ на просьбу ученика Василия Великого Амфилохия, буд. свт. Иконийского, разъяснить эти выражения и возник трактат «О Святом Духе». Однако прикровенным мотивом указывается разрыв Василия Великого с Евстафием Севастийским. 18 из 30 глав трактата (10–27) содержат внутреннюю полемику против Евстафия и его последователей. Трактат был написан в течение года (кон. 374 – кон. 375 – Ep. 231. 32), но стал доступен адресату только в кон. 376 или в нач. 377 г. Неровность стиля объясняется перерывами в написании, связанными с частыми болезнями Василия Великого и его поездками.
Содержение:
Глава 1. Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия.
Глава 2. Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?
Глава 3. О том, что cиe тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости.
Глава 4. О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго.
Глава 5. О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе.
Глава 6. Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы.
Глава 7. Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им.
Глава 8. В каких случаях имеет место речение: Им, и в каком понятии оно свойственнее речения: с Ним, а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается.
Глава 9. Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания.
Глава 10. Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном.
Глава 11. О том, что отрицающие Духа суть изменники.
Глава 12. Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа.
Глава 13. Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов.
Глава 14. Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на cиe возражение, а вместе и о прообразованиях.
Глава 15. Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении.
Глава 16. О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве касательно человеков, и на ожидаемом суде.
Глава 17. Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложено веры о благочестном сочислении.
Глава 18. О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и вместе обличение утверждающих, что Дух подчисляется.
Глава 19. Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно.
Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных.
Глава 21. Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом.
Глава 22. Из того, что Дух подобно Отцу и Сыну недоступен для созерцания, заключение об естественном общении Духа с Отцем и Сыном.
Глава 23. О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему.
Глава 24. Обличение в несообразности тех, которые не славят Духа, заимствованное из сравнения Его с прославляемыми тварями.
Глава 25. О том, что Писание употребляет слог в вместо слога с а также, что слог и равносилен слогу с.
Глава 26. О том, что в каких только случаях ни говорится предлог в, во всех тех случаях берется он и о Духе.
Глава 27. О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог с, и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви.
Глава 28. О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом.
Глава 29. Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: с.
Глава 30. Изображение настоящего состояния Церквей.