Святое Евангелие от Марка было написано в Риме спустя десять лет по
Вознесении Христовом. Сей Марк был ученик и последователь Петров, которого Петр
называет даже сыном своим, разумеется, духовным. Назывался он также и Иоанном;
был племянник Варнавы; сопутствовал апостолу Павлу. Но большей частью находился
при Петре, с которым был и в Риме. Поэтому верные в Риме просили его не только
проповедовать им без Писания, но и изложить для них дела и жизнь Христа в
Писании; он едва согласился на это, однако, написал. Между тем Петру открыто
было Богом; что Марк написал Евангелие. Петр засвидетельствовал, что оно
истинно. Потом послал Марка епископом в Египет, где он своей проповедью основал
в Александрии церковь и просветил всех живущих в полуденной стране.
Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI — нач. XII в.) — крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха. Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем.
Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере...
Пророк, изображая отвержение Иуды предателя, во вдохновенном свыше негодовании вопиет: молитва его да будет в грех (Псал. CVIII. 7)! Но молитва Иуды, если он молился, по-видимому, долженствовала быть самая святая: поелику он, подобно как и мы, у Самого Сына Божия учился призывать Отца, иже есть на небесех. Итак, не должно ли страшиться и другим, чтобы святейшую и Божественную молитву Господню не употребить столь недостойным и осудительным образом?
Размыслим о способе правильно и спасительно употреблять молитву Господню.
«Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.
Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).
Раздражительная, гневная страсть терзает практически каждого. Как бороться с ней? Можно ли использовать гнев во благо, для своего духовного преуспеяния и преображения, и получить большую душевную и духовную пользу? Как сказать «три простых слова смирения»? Как устоять, если по окончании поста иногда нападают сильнейшие гнев и раздражение? Духовные советы по этим и другим вопросам для тех, кто стремится жить духовной жизнью в Церкви Христовой, вы найдете в нашей книге. Ее вторая часть, «За помощью к Святым Отцам», составлена протоиереем Сергием Филимоновым на основе «Добротолюбия».
В книге «Византийские отцы V—VIII веков» автор с исчерпывающей глубиной исследует нравственные начала веры, ярко выраженные в судьбах великих учителей и отцов Церкви V—VIII веков.
Мрачная фигура царя Ивана Грозного заслоняет собой историю едва ли не всего русского Средневековья. О нем спорили еще при его жизни, спорят и сейчас - спустя четыре столетия после смерти. Одни считали его маньяком, залившим страну кровью несчастных подданных. Другие - гением, обогнавшим время. Не вызывает сомнений, пожалуй, только одно: Россия после Грозного представляла собой совсем другую страну, нежели до него.