С именем Святителя Иннокентия Херсонского связывается одна из самых ярких страниц в истории духовной литературы и жизни новейшего времени. Рассматриваемая во всем объеме своей обширной и многосторонней деятельности личность Святителя Иннокентия представляет поистине изумительный образ духовного великана, который не только в проповедничестве (где он справедливо и заслуженно приобрел почетное прозвание русского Златоуста), но и во всех других сферах своей деятельности проявил поражающую силу ума и таланта того духовного гения, который как озаряющий факел не только освещает целую эпоху, но и указывает дальнейшее направление. Такие личности обыкновенно представляют собой высшее воплощение той духовной силы, какой только обладает известная эпоха, и поэтому-то изучение их получает глубочайший исторический интерес для всякого мыслящего человека.
Что такое, братие, природа, нас окружающая, и мир чувственный, в коем мы живем и движемся от нашей колыбели до гроба?... Поелику же зерцало сие поставлено не напрасно, и находится всегда перед очами нашими, то само собою следует, что мир, нас окружающий, должен быть для нас не только поприщем для нашего действования, но и училищем для вразумления нас, как действовать и чего достигать. Взирая на порядок, существующий в мире, на законы, в нем господствующие, на цели, достигаемые посредством каждой вещи в особенности и всех вкупе, мы должны чрез сие сами приучаться к порядку, правильности, благонамеренности и постоянству.
Вошедшие в книгу «Великий пост» слова и поучения выдающего пастыря Православной Церкви святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (1800-1857), помогают лучше осмыслить дни Святой Четыредесятницы. В проникновенных проповедях святителя новоначальный христианин найдет ответы на многие вопросы, а христианин воцерковленный — духовное подкрепление и подспорье на пути спасения.
Повествование о святом Апостоле Павле - одном из величайших
учителей Церкви Христовой, который после прочих Апостолов обратился к вере в
Иисуса Христа, но более каждого из них содействовал покорению державе Его всего
мира.
В продолжение поста каждому из нас надобно приступать к покаянию и исповеди: это самых невнимательных заставляет размышлять о грехе. Итак будем размышлять вместе и вслух: против общего врага нашего соединимся общими силами. Для сего, при помощи благодати Божией, рассмотрим, во-первых, что есть грех в существе своем, и какие его виды, во-вторых, исследуем, чем грех соблазняет нас, и постараемся; сорвать с него все обольстительные личины, в-третьих, пройдем мыслию по путям беззакония, и покажем куда приводят они. Собеседование о сих предметах может послужить для всех нас вместо приуготовления к таинству покаяния и исповеди.
...Обратимся к учению о мире в частности и, во-первых, посмотрим, как учит Священное Писание о духовном мире. Это учение не может не войти в состав религии христианской:
а) уже потому, что в сем мире более всего и яснее выразились совершенства Божий, здесь более всего виден Бог - Промыслитель и Владыка вселенной;
б) кроме сего, люди получают здесь бытие и продолжают оное до известного времени; потом они должны переходить в мир другой - духовный; а посему им и нужно знать мир сей и его жителей;
в) еще причина, и притом важнейшая, заставляющая нас узнать мир духовный, есть та, что мир сей имеет отношение к нам: половина Ангелов, или большая часть их, помогают нам, а другие вредят.
В одной из первых и наиболее известных работ - «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (1-й вариант был опубл. в 1828-1830) свт. Иннокентий дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук.
О чем молились мы в продолжение святыя Четыредесятницы, и чего просили у нашего Господа, то самое ныне вполне даровано нам Его благодатью: мы достигли в пречестные дни страданий Христовых и теперь покланяемся святому и славному воскресению Его!
Иннокентий творчески обогатил русскую проповедь, освободив ее от схоластики, изобилия славянизмов, свойственных церковному красноречию XVIII и н. XIX в.; язык и слог Иннокентия способствовали усвоению народными кругами литературного языка. По композиции слова и поучения Иннокентия — небольшие духовно-назидательные произведения с эффектным, психологически острым, неожиданно-оригинальным началом. Иннокентий умело переходит от внешнего образа к внутреннему, духовному. Иногда он в целях образного назидания вносит в проповедь картины природы; патетичность нередко сменяется лиризмом.
Ист.: Гумеров Ш. Иннокентий (Борисов) // Русские писатели 1800—1917. Т. 2. М., 1992.
Иннокентий (Борисов) (1800 - 1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустом», святитель.