В одной из первых и наиболее известных работ - «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (1-й вариант был опубл. в 1828-1830) свт. Иннокентий дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук.
При написании труда святитель дал обет совершить путешествие на Синай, в Палестину и на Афон, впоследствии долго не завершал сочинение «по небытию там».
К работе над «Последними днями...» свт. Иннокентий периодически возвращался. Сочинение было переработано в киевском Златоверхом монастыре к 1840 г. и под заглавием «Голгофа, или Последние дни» отдано на просмотр Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову), который высказал ряд замечаний. В Вологде работа была окончена с учетом замечаний. По-видимому, в конце 1841 г. свт. Иннокентий отправил ее на цензуру в С.-Петербург «не более как на пробу», а через некоторое время попросил вернуть ему рукописи: «Хотя в них и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией» (Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. 1869. С. 47, 50). В начале января 1843 года получил отрицательную рецензию цензора А. Райковского.
В 1856 году святитель послал рукопись архим. Иоанну (Соколову), члену С.-Петербургского цензурного комитета, с просьбой просмотреть ее до официального представления в цензурный комитет. Сочинение было разрешено к печати, корректуру издания свт. Иннокентий просматривал накануне кончины, 25 мая.
«Последние дни...» вышли отдельным изданием уже после смерти автора.
По материалам: Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В., Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич) // Православная энциклопедия, Т.22, с. 686-707
Содержание
Глава I Краткое обозрение земной жизни Иисуса Христа по отношению к Его последним дням жизни Глава II Последнее путешествие Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим Глава III Воскрешение Лазаря с его последствиями Глава IV Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение Глава V Проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников Глава VI Всенародное посольство к Иисусу Христу от синедриона Глава VII Посрамление сект иудейских и обличение их пороков перед народом Глава VIII Заключение общественного служения Иисусова в качестве Мессии Глава IX Беседа с учениками о судьбе Иерусалима и последних днях мира Глава X Взгляд на (образ) исполнения пророчеств о судьбе Иерусалима, с примечаниями касательно (образа) изъяснения пророчеств о последних днях мира Глава XI Предание Иисуса Христа Иудой Глава XII Омовение ног и Тайная Вечеря Глава XIII Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками Глава XIV Гефсиманский подвиг Иисуса Христа Глава XV Предание Глава XVI Иисус Христос на суде первосвященников и синедриона Глава XVII Окончательный приговор синедриона Иисусу Христу Глава XVIII Судьба предателя Глава XIX Иисус Христос на суде Пилата Глава XX Иисус Христос на суде Ирода Глава XXI Иисус Христос осуждается на бичевание и смерть Пилатом Глава XXII Взгляд на образ суда над Иисусом Христом Глава XXIII Распятие Глава XXIV Иисус на кресте Глава XXV Взгляд на покаявшегося на кресте разбойника Глава XXVI Чудесные знамения с их последствиями Глава XXVII Последние события при кресте Иисуса Глава XXVIII Снятие со креста и погребение Глава XXIX Кустодия
|