Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: "не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить" (Мф. 5, 17)...
Иоанн (Максимович) (1651 - 1715), митрополит Тобольский и всея Сибири, духовный писатель. Память 10 июня с Собором Сибирских святых.
Самым известным и читаемым произведением, связанным с именем свт. Иоанна, стала изданная его учениками книга «Илиотропион», которая представляет собой богословский трактат, посвященный сложнейшей проблеме согласования Божественной и человеческой воли.
Книга "Невидимая брань" раскрывает перед нами этапы внутренней, духовной жизни, путь к спасению, который, начинаясь со Святого Крещения здесь, на земле, заканчивается в Царствии Небесном. При Крещении каждый православный христианин отрекается от диавола и всех дел его. Но затем, по собственной немощи и по причине непрестанного нападения на нас врагов нашего спасения, вновь впадает в различные прегрешения. Эту брань против "миродержителей тьмы века сего, духовов злобы поднебесных" должно вести каждому человеку с момента Крещения.
В книге "Невидимая брань" подробно говорится о многообразных кознях бесовских, различных их лукавствах и способах нападения на нас. Книга научит распознавать эти козни и определять, как и чем надо противоборствовать различным видам нападений. По словам самого преподобного Никодима Святогорца, этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается как побеждать невидимых врагов своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей, и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение с Богом и в нынешнем веке и в будущем".
Книга "Невидимая брань" может стать помощником и руководителем в духовной жизни для всех православных христиан, независимо от меры их духовного возраста.
Духовно-просветительское сочинение, автором которого стал Преподобный Паисий (Величковский), знакомит читателя с основными христианскими заповедями и святыми добродетелями, учит главным моральным принципам истинной религиозно-нравственной жизни, дает представление о том, каким следует быть мировоззрению христианина.
"У святителя Тихона был великий дар слова, художественного и простого сразу. Он пишет всегда с какой-то удивительной прозрачностью. Вот эта прозрачность больше всего и удивляет. В образе святителя Тихона поражает эта его легкость и ясность, его свобода, — и не только от мира, но и в мире. Это легкое чувство странника и пресельника, ничем не завлеченного и не удерживаемого в этом мире, — "и всяк живущий на земли есть путник...” "
Сочинение это написано святителем Тихоном в 1770-1771 годах в первые годы пребывания в Задонском монастыре. Это было время, когда святитель несколько окреп здоровьем и когда кончилась борьба с беспокоившими его помыслами о том, какой образ жизни избрать, находясь на покое.
В "Письмах” святитель Тихон рассуждает о догматических истинах, истинах нравоучения и евангельских повествованиях. "Письма келейные” не предназначались какому-то определенному лицу, но это рассуждения, родившиеся у святителя Тихона во время богомыслия. В этих рассуждениях нет догматической сухости и отвлеченности, потому что для святителя христианские догматы — основа благочестивой жизни.
О содержании данной книги говорит сам святитель в предисловии:
"Здесь не обсуждаются пороки для всех гнусные, как-то: убийство, разбой, грабеж, насилие, прелюбодеяние, блуд и прочие им подобные потому, что все их за великие пороки признают; а только рассматриваются некоторые пороки, которые люди, особенно нынешнего века, или за малые или почти и вовсе за пороки не признают, но которые не меньше, чем вышеперечисленные, спасению препятствуют, да и других тяжких бед виною бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие, как видеть можно ниже.
Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее”.