Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, один из наиболее значительных вселенских апологетов Православия и учителей исихаама. Был родом из Константинополя, воспитан в царских чертогах, но еще в юности избрал монашеский путь и ушел на Афон. Там он проводил строгую подвижническую жизнь, под руководством опытных старцев обучался науке из наук — умному деланию, требующему уединения и безмолвия, которое получило название исихазм. Он также является автором множества богословских трудов. В 30-е гг. XIV в. святой Григорий ревностно выступил против учения калабрийского монаха Варлаама (которому удалось приобрести много сторонников), пытавшегося доказать тварность Фаворского Света. Святому Григорию пришлось выдержать долгие споры, в которых он вышел победителем, доказав, что Фаворский Свет — Свет Божеского естества, поэтому и несотворенный, Божественный. В 1347 г. святой Григорий был возведен в сан архиепископа, В 1368 г. был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее.
Память свт. Григория Паламы совершается 27 (14 по ст. ст.) ноября и во вторую неделю Великого поста.
Написано, вероятно, в 1350-1357 гг., в период епископства святителя. Адресовано мирянам. В этом небольшом пастырском сочинении Григорий Палама кратко объясняет в свете Нового Завета 10 заповедей Моисея.
Прп. Григорий Синаит (+1346), преподобный. Память 8 августа и в 1-ю неделю по Неделе Всех святых.
Деятельность прп. Григория Синаита стала толчком к великому расцвету афонского исихазма, связанного с именами святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Каллиста Катафигиота, Григория Паламы, Симеона Солунского, Филофея Константинопольского и других.
Предлагается небольшой отрывок из наставлений прп. Григория Синаита в переводе епископа Вениамина (Милова). Глава "О прелести..." (прелесть на языке аскетики - состояние духовного самообольщения) предостерегает христианина от возможных опасных уклонений в духовной жизни.
Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого "Просветитель” сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV–XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и "новых” религиозных и безрелигиозных учений, поэтому "Просветитель”, впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня.
Имя святителя Кирилла Туровского (+ 1183) сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой "паче всех на Руси" как "второй златословесный вития" (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению.
Приводится по изданию: Творенiя святаго отца нашего Кѵрiлла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторiи Турова и туровской iерархiи до XIII вѣка. – Изданiе Преосвященнаго Евгенiя, епископа Минскаго и Туровскаго. – Кiевъ: Въ Типографiи Кiево-Печерской Лавры, 1880. – с. 7-13.
Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы.
Полное название: Исповедание православной веры, где преподобный Максим извествует, о Христе Иисусе, всех православных священников и князей, что он во всех отношениях вполне православный инок, соблюдающий всецело православную веру без изменения и повреждения.
Написано "Исповедание" прп. Максимом в заточении в Тверском Отроч монастыре. Возможность написать его появилась у автора после смерти великой княгини Елены Глинской в апреле 1538 года.
Начало "Исповедания" занимает изложение Символа Веры, остальная часть является ответом на два главных обвинения — в ереси и государственной измене. На судах он был лишен возможности дать столь подробный, обстоятельный ответ. Поскольку главным поводом для обвинения в ереси были книжные исправления, то о них он пишет достаточно подробно.
"Повесть…" одно из первых в русской литературе произведений мемуарного жанра. В ней содержится подробный рассказ о нищенствующем монашеском ордене — картузианском, а также деятельности и гибели Иеронима Савонаролы. Максим Грек представляет картузианцев и Савонаролу как пример "совершенного иноческого жительства", показывая, что благие начинания могут быть даже у людей, исповедующих "неправые" учения. "Повесть" написана под влиянием нестяжательских воззрений автора, сформировавшихся в России.