Кроме "Бесед на Шестоднев" и "Бесед на псалмы" известно еще 28 подлинных бесед святителя Василия Великого (см. Православная энциклопедия). В настоящей книге собраны 24 беседы.
Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далёкими, примирение враждующих.
Ибо кто может почитать ещё врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, - изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик.
Книга святителя Василия Великого «Беседы на Шестоднев» излагает христианский взгляд на вопрос о том, как возник мир, Кем и каким образом он был создан, на чем держится мироздание, как возникают важнейшие природные явления. Рассматривая удивительные примеры из жизни живой природы, святитель Василий делает выводы, назидательные для христианской души.
«Нравственные правила» (числом 80) святителя Василия Великого (†379) затрагивают различные стороны духовной жизни христианина. Это — вера и послушание воле Божией, борьба с грехом и покаяние, Крещение и Причащение Святых Тайн; святитель говорит о любви к ближнему и милосердии, о Божией благодати и молитве, о суде Божием и «жизни будущаго века» и многом другом.
Трактат «О Святом Духе» известен также под др. названием – «О троическом богословии». Формальным поводом для написания трактата «О Святом Духе» послужило недоумение участников празднования памяти мучеников Евпсихиев в Кесарии в 374 г. по поводу употребленных свт. Василием в молитве формул «с Сыном и Святом Духом» и «через Сына во Святого Духе». В ответ на просьбу ученика Василия Великого Амфилохия, буд. свт. Иконийского, разъяснить эти выражения и возник трактат «О Святом Духе». Однако прикровенным мотивом указывается разрыв Василия Великого с Евстафием Севастийским. 18 из 30 глав трактата (10–27) содержат внутреннюю полемику против Евстафия и его последователей. Трактат был написан в течение года (кон. 374 – кон. 375 – Ep. 231. 32), но стал доступен адресату только в кон. 376 или в нач. 377 г. Неровность стиля объясняется перерывами в написании, связанными с частыми болезнями Василия Великого и его поездками.
Книга "Беседы о Литургии" является фрагментом книги «Царство Святой Троицы» и дает возможность ощутить, какой великий чудный дар дан нам, людям, Господом в богослужении, в таинстве Причащения; понять смысл совершающегося во время праздника, а также осознать неразрывность этого — земного — и «того» — Небесного — мира, которую столь отчетливо ощущал сам Владыка Вениамин.
Текст Витовницкого стослова представляет собой запись поучений сербского старца Фаддея Витовницкого (+ 2003), сделанную в 90-тых года 20 века. Наставления старца появились как христианский самиздат, отпечатанные на пишущей машинке на 12 страницах, под названием Стослов, с краткой вводной биографией отца Фаддея.
Григорий I (+ 593), патриарх Антиохийский, святитель.
Память 20 апреля.
Беседа на Святое Богоявление ( Homilia in Sancta Theophania sive de Christi baptismo) ошибочно была включена в сборник сочинений свт. Григория Чудотворца XVII в. (S. Gregorii Thaumaturgi Homiliae Quattuor // S. Gregorii Neocesariensis Opera omnia. P., 1622. P. 9) и с этой же ошибочной атрибуцией была воспроизведена в Patrologia Graeca (PG. 10. Col. 1177-1190), но в др. том того же собрания был помещен лат. перевод этой же гомилии, взятый из более раннего издания А. Маи, с правильным указанием на авторство Г. (PG. 88. Col. 1865-1872).
Григорий I (+ 593), патриарх Антиохийский, святитель. Память 20 апреля
Был игуменом монастыря Фаран, находившегося недалеко от Синайской горы. Преподобный отличался пламенной верой, был милостив, сострадателен к согрешавшим, смиренен и незлобив.
Слов св. Григория (+390) в настоящее время известно 45 . В большей своей части они представляют действительно произнесенные слова, записанные скорописцами (и потом исправленные св. Григорием); только слова против Юлиана (4 и 5), можно думать, никогда не были произнесены, а слово (3–е), «в котором св. Григорий оправдывает свое удаление в Понт по рукоположении во пресвитера», вероятно, было произнесено в сокращенном виде. Большая половина слов относится к кратковременной деятельности св. Григория в Константинополе. Кажется, уже вскоре после смерти св. Григория его слова были собраны кем–то из почитателей знаменитого оратора. Принадлежность всего собрания слов св. Григория, как по внутренним, так и по внешним данным, должно признать достаточно удостоверенной.