Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, один из наиболее значительных вселенских апологетов Православия и учителей исихаама. Был родом из Константинополя, воспитан в царских чертогах, но еще в юности избрал монашеский путь и ушел на Афон. Там он проводил строгую подвижническую жизнь, под руководством опытных старцев обучался науке из наук — умному деланию, требующему уединения и безмолвия, которое получило название исихазм. Он также является автором множества богословских трудов. В 30-е гг. XIV в. святой Григорий ревностно выступил против учения калабрийского монаха Варлаама (которому удалось приобрести много сторонников), пытавшегося доказать тварность Фаворского Света. Святому Григорию пришлось выдержать долгие споры, в которых он вышел победителем, доказав, что Фаворский Свет — Свет Божеского естества, поэтому и несотворенный, Божественный. В 1347 г. святой Григорий был возведен в сан архиепископа, В 1368 г. был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее.
Память свт. Григория Паламы совершается 27 (14 по ст. ст.) ноября и во вторую неделю Великого поста.
Написано, вероятно, в 1350-1357 гг., в период епископства святителя. Адресовано мирянам. В этом небольшом пастырском сочинении Григорий Палама кратко объясняет в свете Нового Завета 10 заповедей Моисея.
Прп. Григорий Синаит (+1346), преподобный. Память 8 августа и в 1-ю неделю по Неделе Всех святых.
Деятельность прп. Григория Синаита стала толчком к великому расцвету афонского исихазма, связанного с именами святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Каллиста Катафигиота, Григория Паламы, Симеона Солунского, Филофея Константинопольского и других.
Предлагается небольшой отрывок из наставлений прп. Григория Синаита в переводе епископа Вениамина (Милова). Глава "О прелести..." (прелесть на языке аскетики - состояние духовного самообольщения) предостерегает христианина от возможных опасных уклонений в духовной жизни.
Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: "не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить" (Мф. 5, 17)...
Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне незаслуженно забытое, по праву можно поставить в один ряд с именами святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Книга епископа Петра «Указание пути ко спасению» до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью. Это свидетельствует о том, какое значение в деле духовного становления христианина придавали книге Оптинские старцы. Современники писали: «Такие труды, как "Путь ко спасению" епископа Феофана и "Указание пути ко спасению" епископа Петра, наряду с "Невидимой бранью" Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».
Эта книга - сборник писем и бесед отца Ефрема, который составлялся его духовными чадами не один год. Простые по форме, но глубокие и всеобъемлющие по содержанию, проникнутые смирением и любовью к Богу, «отеческие советы» старца являются превосходным практическим руководством для духовного делания. Обращение к этим бесценным крупицам подвижнической мудрости принесет большую пользу многим. Для кого-то «Советы» станут поддержкой и утешением, для кого-то просвещением и назиданием, а для кого-то и открытием, началом нового пути - пути к Богу.
Ефрем Сирин (ок. 373-379), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви IV в. Память 28 января.
"Поучительные слова к египетским монахам" не только указывают на духовную составляющую монашеской жизни, но и определяют бытовые обязанности, добродетели (рукоделие, чтение) необходимые в повседневном служении.
Христолюбивые братия мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое?..