Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.
Приводится по изданiю: Преподобного Иоанна Дамаскина, Беседа на иссохшую
смоковницу и притчу о винограде. // Журнал «Христiанское чтенiе, издаваемое при
Санктпетербургской Духовной Академiи». - 1835 г. - Часть I. - с.
229-245.
Текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии, частично сохранены особенности орфографии и пунктуации издания 1835 года.
Точное изложение православной веры, написанное преподобным Иоанном Дамаскиным (+753) и ныне предлагаемое вниманию благочестивых читателей в русском переводе, есть одно из замечательнейших святоотеческих творений как по своим великим, истинно редким внутренним достоинствам, так и по тому огромному значению, каким оно, в силу своих достоинств, всегда пользовалось и пользуется в христианской, особенно в Православной христианской Церкви.
«Защитительные слова…» посвящены опровержению иконоборческой аргументации и подробному изложению богословских оснований иконопочитания. Особое внимание в «Защитительных словах...» уделено апологии культа святых, подвергавшегося нападкам со стороны иконоборцев, а также богословскому осмыслению императорской власти. Значительную часть текста составляет обширная подборка святоотеческих свидетельств, снабженных комментариями автора.
Произнесены в Константинополе между сер. 402 и нач. 403 г. или между 1-й и 2-й ссылками свт. Иоанна. В конце 11-й беседы святитель упоминает о «схизме» в Церкви, вызванной тем, что часть его паствы перешла на сторону его соперника, который поначалу действовал в рамках церковных законов. По всей вероятности, речь идет о еп. Севериане Габальском или о новацианском епископе Сисинии. В 20-й беседе содержится поучение о христианском браке.
Посвящена теме духовной свободы: подлинная власть у того, кто умеет управлять своими страстями; если же кто-то управляет людьми, но сам обуревается различными страстями, то он скорее раб, чем свободный.
Трактат входит в корпус догматико-полемических творений святителя. Написан ок. 387.
Иоанн Златоуст доказывает божество Христа на основании пророчеств как Самого Христа, так и ветхозаветных пророков. Из первых автор особенно выделяет пророчества о распространении и силе христианской религии и о разрушении Иерусалимского храма. Он упоминает о том, что император Юлиан Отступник издал указ о восстановлении иудейского храма, однако, после того как начались восстановительные работы, из основания здания вышел огонь и погубил строителей. Христиане же почитают Гроб Господень, место Его воскресения, и Крест Христов, бывший орудием казни, но ставший символом победы. Вероятно, трактат остался незаконченным, поскольку он обрывается, и обещание автора подробнее написать против иудеев осталось неисполненным.
Трактат «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» состоит из 3 книг, написан между 378-385 гг. Поводом для его написания послужили нападки на христианских отшельников, живших вблизи Антиохии и бравших на воспитание городскую молодежь, в результате чего некоторые из их учеников предпочли встать на иноческий путь. Это вызвало негодование их родителей, дело дошло до избиения монахов. Иоанн Златоуст опровергает обвинения в адрес монахов и убеждает как верующих, так и неверующих родителей без опасений посылать детей на обучение к христианским подвижникам, поскольку если родители действительно желают счастья детям, то они не должны им в этом препятствовать, т. к. подлинно счастлив только тот, кто живет с Богом.
Трактат «К падшему Феодору, а также о покаянии» (Πρὸς Θεόδωρον ἐκπεσόντα κα περ μετανοίας; Ad Theodorum lapsum lib. 1; CPG, N 4305; PG. 47. Col. 277-308; SC. 117. P. 80-218; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 1-35) относится к корпусу нравственно-аскетических творений святителя.
Долгое время считалось, что трактат адресован Феодору Мопсуеcтийскому (+ 428; епископ Мопсуестии, друг свт. Иоанна Златоуста. Осужден посмертно на V Вселенском соборе за взгляды, созвучные несторианству), но на основании внутренних критериев было установлено, что он является независимым произведением, написанным свт. Иоанном Златоустом в Антиохии между 380 и 386 гг., в период его диаконства и адресован неизвестному монаху знатного рода Феодору, к-рый оставил монашескую жизнь ради женщины по имени Гермиона. Иоанн Златоуст укоряет молодого человека, показывая высокие достоинства иноческого пути и призывая его покаяться. (см. Православная энциклопедия)