Всех писем Антония Великого, которые посылал он ученикам из своего уединения на «внутренней горé» у Красного мóря в различные египетские монастыри, насчитывается двадцать. Он писал их на родном коптском языке, на котором они и доныне сохраняются во многих египетских монастырях...
Сіе слово переведено съ латинскаго языка, изъ Библіотеки древнихъ
отцевъ, издан. Галландомъ, въ Венеціи 1788 года. Оно найдено въ древней
латинской рукописи Альда Минуція, и въ первый разъ напечатано Жерардомъ Воссіемъ
въ Маинцѣ 1604 года въ собраніи сочиненій разныхъ святыхъ отцевъ,
изданномъ въ одной книгѣ съ сочиненіями св. Григорія Чудотворца.
Астерий († до 431), свтятитель, митрополит Амасии Понтийской. Проповеди Астерия, сильное влияние на которые оказал свт. Иоанн Златоуст, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени.
Эта беседа, как видно из ее вступления, была произнесена Астерием в день празднования памяти св. мучеников, священные останки которых покоились в загородном храме. Уже тогда существовал обычай, — по случаю большого стечения народа на духовное торжество, — приурочивать к церковному празднику торговую ярмарку. Это обстоятельство и подало повод нашему проповеднику выступить с принципиальным осуждением страсти корыстолюбия, для развития которой торговые операции, как известно, представляют весьма благоприятные условия.
Слово "достойно особенного внимания потому, что оно было в великом уважении в древней Церкви, и два раза читано было на седьмом вселенском Соборе в подтверждение иконопочитания."
Среди бесед Афанасия Великого наиболее значительна гомилия на Мф 11. 27: «Все предано мне Отцом Моим» (Εἰς τό̇ Πάντα μοι παραδώθη ὑπὸ τοῦ Πατρός μου,
In illud: Omnia mihi tradita sunt, 328 или 340/41), направленная против арианской интерпретации этого места. В ней А. В. утверждает единство сущности Отца и Сына на основании Ин 16. 15: «Все, что имеет Отец, есть Мое».
Несмотря на то, что принадлежность этого сочинения святителю Афанасию Великому вызывает сомнение некоторых ученых, значение его для аскетического богословия весьма велико. Произведение содержит подробные наставления девственнице относительно времяпрепровождения и религиозных обязанностей «невесты Христовой».
К группе нравственно-аскетических посланий и писем святителя относятся «Послание к Амуну» (̓Επιστολὴ πρὸς ̓Αμοῦν μονάχοντα, Epistula ad Amunem, 350-353?) и «Письмо к Драконтию» (̓Επιστολὴ πρὸς Δρακόντιον, Epistula ad Dracontium, 354-355).
Апологетическую группу сочинений свт. Афанасия Великого составляют ранние сочинения: «Слово против язычников» (Λόϒος κατὰ ῾Ελλήνων, Oratio contra gentes) и «Слово о воплощении Бога Слова» (Λόϒος περὶ τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῦ Λόϒου, Oratio de incarnatione Verbi). Они написаны ок. 318 г. (335–337; здесь и далее датировки по К. Ле Башле (DTC), альтернативные — по М. Тецу (TRE)), однако уже содержат основные положения учения святителя. Оба Слова связаны между собой и, согласно блж. Иерониму (De vir. illustr. 87), объединялись под общим названием «Две книги против язычников» (Adversum gentes duo libri). 1-е сочинение по теме и содержанию близко к апологиям II в.: в нем дается критика языческой мифологии и обрядов как идолопоклонства, а также намечается путь истинного богопознания через созерцание красоты тварного мира и самопознание. Во 2-м Афанасий Великий раскрывает смысл Боговоплощения. Это важнейшее произведение для восточнохристианской антропологии и сотериологии.
Святитель Афанасий Великий (+ 373) — выдающийся представитель александрийского богословия, всей своей жизнью засвидетельствовавший высокое значение своих произведений. Его толкование на псалмы является классическим трудом святоотеческой экзегетики. Данная работа позволяет увидеть библейские тексты в их подлинном смысле и значении.
Кроме "Бесед на Шестоднев" и "Бесед на псалмы" известно еще 28 подлинных бесед святителя Василия Великого (см. Православная энциклопедия). В настоящей книге собраны 24 беседы.