В 8 беседах о блаженствах свт. Григорий Нисский рассматривает евангельские Блаженства (Мф 5. 3-10; ср.: Лк 6. 20-23) как лестницу из 8 ступеней, по которой Божественное Слово постепенно возводит человека на высоты совершенства. Вершиной лестницы этого духовного восхождения является Сам Господь.
"Большое огласительное слово" святителя Григория Нисского содержит в себе богословско-философскую защиту христианского учения о Святой Троице, искуплении, крещении и причащении против язычников, иудеев и еретиков.
«К Армонию, о том, что значит имя «христианин»» (Πρὸς ῾Αρμόνιον περὶ τοῦ τί τοῦ Χριστιανοῦ ἐπάϒϒελμα, De professione christiana ad Harmonium) относится к корпусу нравственно-аскетических творений святителя Григория Нисского.
Трактат адресован некоему Армонию, относится к последним годам жизни свт. Григория. Христианство, по мысли святителя, заключается в «подражании божественной природе». Возражению, что человеческая природа слишком слаба для такого призвания, он противопоставляет учение о человеке как образе Божием и о его призвании к возвращению в первоначальное блаженное состояние.
Трактат написан ок. 392 года по просьбе монаха Кесария. Посвящен не только экзегетике, но и нравственно-аскетическому и мистико-созерцательному богословию. Имеет 2 части, которые соответствуют двум различным способам толкования Священного Писания.
Григорий Нисский рассматривает эпизод из 1-й кн. Царств (1 Цар 28. 7-20) об аэндорской волшебнице и доказывает, что муж, явившийся Саулу, был не духом Самуила, а демоном, принявшим на себя вид пророка. Трактат выражает христианскую точку зрения на колдовство, магию и спиритизм как изобретения диавола.
Ефрем Сирин (ок. 373-379), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви IV в. Память 28 января.
"Поучительные слова к египетским монахам" не только указывают на духовную составляющую монашеской жизни, но и определяют бытовые обязанности, добродетели (рукоделие, чтение) необходимые в повседневном служении.
Христолюбивые братия мои, послушайте о втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое?..
Поелику же, водясь смиренномудрием (смирением), требуете слова на пользу у меня, человека ничего не стоящего, и, желая обличить жизнь мою, приказываете это сделать мне самому, то, чтобы принести плод послушания, скажу слово, но скажу со стыдом. Ибо, если вам начну подавать советы, то буду сам себя осуждать. И если других начну обличать, то буду сам себя обвинять. Тогда по праву будет мне сказано слово Спасителя: врачу, изцелися сам (Лк.4:23).