В "Письмах” святитель Тихон рассуждает о догматических истинах, истинах нравоучения и евангельских повествованиях. "Письма келейные” не предназначались какому-то определенному лицу, но это рассуждения, родившиеся у святителя Тихона во время богомыслия. В этих рассуждениях нет догматической сухости и отвлеченности, потому что для святителя христианские догматы — основа благочестивой жизни.
О содержании данной книги говорит сам святитель в предисловии:
"Здесь не обсуждаются пороки для всех гнусные, как-то: убийство, разбой, грабеж, насилие, прелюбодеяние, блуд и прочие им подобные потому, что все их за великие пороки признают; а только рассматриваются некоторые пороки, которые люди, особенно нынешнего века, или за малые или почти и вовсе за пороки не признают, но которые не меньше, чем вышеперечисленные, спасению препятствуют, да и других тяжких бед виною бывают, как-то: злоба, зависть, лихоимство, сребролюбие, злословие, как видеть можно ниже.
Полагается здесь, в чем состоит христианская обязанность, общая и взаимная, которая требует от нас веры, надежды и любви; также полагаются плоды любви, то есть: милость, примирение с ближним, прощение согрешений ближнему, презрение мира, терпение и прочее”.
Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина
«Сокровище духовное» поистине можно назвать бесценным сокровищем, завещанным нам святителем Тихоном Задонским. В книге приводятся многочисленные примеры богомыслия, доступные пониманию каждого. Святитель, рассматривает видимые вещи, явления физического мира, проводит параллели с миром духовным, научая нас правильному образу мышления и духовному восприятию окружающего.
В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру.
Здесь, как сказал Спаситель, было "жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно...
Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного Кирилла русским князьям.
Послания Кирилла Белозерского воспроизводятся здесь по списку РНБ, Софийское собр., № 454, Сборник богослужебный, конец XVI в., лл. 187—198.
Текст Духовной грамоты Кирилла Белозерского воспроизводится по подлиннику, хранящемуся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
Преподобный Феодор. игумен Студийский (759—826), — византийский богослов, реформатор монастырской жизни (основоположник строгого «студийского» монашеского устава), писатель. Одной из традиций Студийского монастыря во времена игуменства преподобного Феодора было трижды в неделю говорить братии «оглашения» — особые душеспасительные поучения. В книгу вошли проповеди Феодора Студита, обращенные ко всем ищущим духовной пользы. В основе поучений лежат Священное Писание и жизненный опыт автора Главной темой проповедей преподобного являются идеалы аскетической добродетели, не созерцательной, но деятельной. Поучения преподобного Феодора Студита стали одной из любимых книг православного греческого и славянского общества.
...Наитствующая в крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас, потаенного сердца человека...
Здесь должны излагаться разные обязанности христианина. Обязанности сии главным образом разделяются на два класса: одни общие — безотносительные, кои лежат на человеке-христианине, поскольку он христианин, независимо от его состояния,— другие частные — относительные , кои лежат на нем, поскольку он бывает в том или другом состоянии.