В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня... И христианство, в свою очередь, побудило людей возводить пирамиды... Почетный долг каждого христианина возвести одну пирамиду для себя... Весь мир немощен перед этими христианскими пирамидами. Они стоят вне разрушения и вне смерти. Им гарантировано бессмертие в мире, где имя смерти не упоминается и жало смерти не чувствуется. И все это потому, что это пирамиды духовные, и они реальнее любой физической действительности. Они основаны на духовном фундаменте, духом построены, духом украшены, духом укреплены и духовному царству предназначены.
"Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,1-11).
Игумен Никон - замечательный подвижник последних времен. В его письмах, изложенных в этой книге, он (если можно так выразиться) перекладывает учение святых отцов, на современный, понятный для нас язык. Никон Воробьев является одним из почитателей трудов святителя Игнатия Брянчанинова, в своих письмах, он неоднакратно рекомендует к прочтению его творения.
Иеромонах Никон (Беляев) (1888–1931) — духовный сын, послушник и преемник Оптинского старца Варсонофия. В Оптину он поступил в декабре 1907 года, в апреле 1910 был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 — в мантию. Примерно спустя год монах Никон был посвящен в сан иеродиакона, в 1917 году — в сан иеромонаха. В советское время, после ареста и ссылки старца Нектария, иеромонах Никон стал духовником Оптиной Пустыни. Он служил в последнем открытом храме обители. После окончательного закрытия монастыря перешел в Козельск, где продолжал служить и петь на клиросе в Успенском соборе.
В 1927 году иеромонах Никон был арестован. Через Калугу и Бутырку его отправили на Соловки. Однако туда отец Никон не попал и был оставлен на Поповом острове. Умер он в Пинеге от туберкулеза.
Преподобный Нил постник, Синайский родился в IV веке в Константинополе, получил хорошее образование и в молодом возрасте стал префектом столицы Византии. Нил был женат, имел двоих детей. Огромное влияние на жизнь Нила и его семьи оказал святитель Иоанн Златоуст, учеником которого он стал. Нил с супругой приняли решение расстаться и посвятить себя монашеской жизни. Нил с сыном Феодулом удалились на Синай, а его супруга с дочерью в один из египетских монастырей.
Нил поселился в пещере у горы Хорив, где в тот период складывалась монашеская община монастыря Святой Екатерины. В синайской пустыне Нил провёл 40 лет, привлекая своим аскетизмом многих верующих. Когда его сын Феодул был захвачен сарацинами, то его выкупил из плена епископ Эмесский. Узнав об этом, Нил пришёл в Эмес где был принят епископом, который рукоположил его и Феодула в пресвитеров.
Вернувшись на Синай, Нил более не отлучался из своей пещеры и мирно скончался в 450 году. Прп. Нила называют Синайским Златоустом.
Духовно-просветительское сочинение, автором которого стал Преподобный Паисий (Величковский), знакомит читателя с основными христианскими заповедями и святыми добродетелями, учит главным моральным принципам истинной религиозно-нравственной жизни, дает представление о том, каким следует быть мировоззрению христианина.
"Пастырь" был написан Гермой, братом десятого епископа и папы Римского Св. Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима со 140 по 155 г. AD) Он относится к числу исключительно чтимых христианских сочинений - некоторые даже довольно опрометчиво называют его "утерянной книгой Нового Завета"). В Новый Завет "Пастырь" никогда не входил. Первый известный нам канон Священного Писания, так называемый канон Муратори (по имени первооткрывателя), составленный около 200 г. AD, упоминал "Пастыря"с уточнением, что, так как Герму многие знали лично, не все полагают допустимым читать его труд в церкви (собрании) наравне с Евангелиями и Посланиями Апостолов. "Пастырь", кроме того, отличается довольно наивной, хотя и искренней христологией, что также не позволяет ставить его вровень с каноническими книгами. Тем не менее эта книга по праву занимает одно из главных мест в ряду христианской литературы и может по праву считаться родоначальником жанра писаний Святых Отцов.