Великое успокоение, мир и вместе твердость и радость испытывает всякий, читающий строки писем преподобного старца иеросхимонаха Макария, независимо от того, пишет ли тот к мирянам или к монашествующим . Всем без различия старец преподает уроки подлинного духовного мудрования о мире и жизни, всем указывает на высоту Евангельских заповедей. И наипаче любит говорить о смирении. Смирение, смиренномудрие – это основное состояние души, которое проповедует батюшка Макарий, оно нужно всем и всегда. По слову его писем, утвержденному мнением преподобного Исаака Сирина, «яко соль во всякой пище, тако и смирение во всякой добродетели нужно».
Полное название: Исповедание православной веры, где преподобный Максим извествует, о Христе Иисусе, всех православных священников и князей, что он во всех отношениях вполне православный инок, соблюдающий всецело православную веру без изменения и повреждения.
Написано "Исповедание" прп. Максимом в заточении в Тверском Отроч монастыре. Возможность написать его появилась у автора после смерти великой княгини Елены Глинской в апреле 1538 года.
Начало "Исповедания" занимает изложение Символа Веры, остальная часть является ответом на два главных обвинения — в ереси и государственной измене. На судах он был лишен возможности дать столь подробный, обстоятельный ответ. Поскольку главным поводом для обвинения в ереси были книжные исправления, то о них он пишет достаточно подробно.
"Повесть…" одно из первых в русской литературе произведений мемуарного жанра. В ней содержится подробный рассказ о нищенствующем монашеском ордене — картузианском, а также деятельности и гибели Иеронима Савонаролы. Максим Грек представляет картузианцев и Савонаролу как пример "совершенного иноческого жительства", показывая, что благие начинания могут быть даже у людей, исповедующих "неправые" учения. "Повесть" написана под влиянием нестяжательских воззрений автора, сформировавшихся в России.
Зачем, любезная моя душа, неприлично предаем забвению славу и блаженство небесных венцов, которыми Христос, всех Царь, обещает увенчать тех, кои мужественно сопротивляются безплотным врагам? Почему не содержим в уме той божественной цели, ради которой мы были созданы Богом по образу Его, но как животные, чуждые разума, препровождаем все время нашей жизни в угождении чреву? Почему, будучи созданы для наследования небесных благ, безсмысленно, о душа, держимся земных?
Главным событием африканского периода жизни преп. Максима был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским патриархом Пирром, в июне 645 года. Сохранилась подробная запись этого спора, сделанная, вероятно, присутствовавшими нотариями. Под натиском Максима Пирр сдался. Отправился вместе с Максимом в Рим и здесь публично отрёкся от ереси, после чего был признан в сане и принят в общение. Однако не надолго. На соборе 648 года в Риме он снова был отлучён, как вновь отпавший в ересь.
Максим Исповедник (582-662), игумен, преподобный. Знаменитый деятель и учитель церковный, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей энергичной борьбой против монофелитской ереси. Память 21 января, 13 августа.
Преподобный Марк Подвижник принадлежит к числу знаменитейших отцов египетских. Жизнь его продолжалась более ста лет: он был современником и тех из святых отцов, которые жили в конце IV столетия, и тех, которые были в начале V века. По сей-то причине, надобно полагать, и произошла некоторая разность в сказаниях о времени его жизни.
О великой святости его и совершенстве духовном свидетельствует преподобный Макарий Александрийский, бывший пресвитером церкви Нитрийских келлиотов, в которую приходил из пустыни преподобный Марк для приобщения Святых Тайн. «Никогда же подах, — говорит святой Макарий, — Божественныя Тайны Марку Подвижнику аз; но ангел от олтаря подаваше ему невидимо, аз же точию персты руки подающаго видех».
Знаменитый старец-подвижник архимандрит Феофан был настоятелем Кирилло-Новоезерской пустыни Новгородской губернии и благочинным нескольких монастырей, в том числе и женского Горицкого. Почил о Господе блаженною кончиною декабря 3 дня 1832 года. Предлагаемые наставления заимствованы из "Краткого сказания о его жизни” (М., 1853) и из книги "Игумения Феофания (Готовцева)” (СПб., 1868).
Нектарий Эгинский (1846 - 1920), митрополит б. Пентапольский, святитель. Память 9 ноября в день кончины, 21 августа в день перенесения мощей в 1953 году (Греч.)
В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божия милости. Сохранилась народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Многие храмы и часовни посвящены ему.