Предлагаемая книга архиепископа Американской Православной Церкви Иоанна (Шаховского) состоит из написанных в разное время проповедей и статей, объединенных одной общей проблемой — все большему распространению среди православных христиан так называемых «несерьезных» грехов — равнодушия, лености, скуки, пренебрежения молитвой. Все это медленно отравляет, обессиливает человеческие души и порождает одиночество, уныние, потерю смысла жизни, заслоняя собой Христа и отдаляя от Него. Архиепископ Иоанн призывает внимательно заглянуть в свою душу и, узнав болезнь, исцелить ее верою и упованием на Господа Иисуса Христа — нашего Спасителя.
Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней.
Завершается этот пост всегда 12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.
"Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). Этими словами Сам Господь указал нам два вида оружия в борьбе с нашим врагом — темными и лукавыми духами. Вместе с тем, Он указал Своим ученикам на необходимость для них поста в то время, "когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). Благодать Духа Святого отнимается от нас через наши грехи. А возвращение ее к нам более всего достигается покаянием, которому содействуют молитва и пост.
Ревность кажется тебе делом хорошим, а некоторые считают легким и маловажным грехом завидовать тем, возлюбленнейшие братья, которые лучше их. А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, не избегают его, и таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: будучи едва заметной для того, чтобы предусмотрительные могли уберечься от нее, она скрыто повреждает умы неосмотрительные.
Но следование за Христом, несение креста должно быть понимаемо прежде всего как отвержение всего ветхого человека, своей страстной, греховной воли. Учение Христово, все святые заповеди Спасителя для истинного ученика Его соделываются для него крестом, на котором он постоянно распиниет своего ветхого человека со страстьми и похотьми. Чтоб принять на плечи свои крест, нужно «прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях… должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом…»
По предсказаниям многих святых Отцов, одним из характерных признаков кончины мира будет повсеместное и ужасное засилие разврата, гнусной плотской распущенности, неукротимого сладострастия...
Мы обращаем здесь речь свою к тем, которые живут духовной жизнью и деятельно ищут преуспеяния в ней, всячески избегая грехов смертных. Для тех же, которые живут не строго, а как случится, не тревожась, если и смертным грехом оскорбят Бога, потребно другое слово. Им надлежит глубоко скорбеть и горько плакать, строго всегда обсуждать свою совесть, и исповедовать без сожаления себя все грехи свои, и никаких не должны они по нерадению лишать себя средств, необходимых к уврачеванию и спасению их.
Цель этой книжки - опираясь на наставления святых отцов древности и отцов последнего времени, предостеречь, насторожить, устрашить, отрезвить новоначальных христиан, показав некоторые тайные сети скрытых недугов души, глубину нашего падения и коварство злых духов, а то и сами некоторые внешние добродетели рассмотреть и показать - какие под ними могут быть сокрыты тайные движения недугующей души.
Доктор медицинских наук, профессор Мелехов (1899–1979), сын священника Рязанской епархии, был учеником и сподвижником основателей советской психиатрии С. С. Корсакова, П. Б. Ганнушкина. Он является одним из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь.
Профессор Д. Е. Мелехов видел свою задачу в том, чтобы подойти к душевным болезням путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания личности.