В миру — Георгий Машурин (1789-1836). Происходил из дворян. Участвовал в войне 1812 года. Будучи на послушании в Задонском монастыре, 17 лет провел в затворе. В монашество пострижен тайно под именем Стратоника...
Статья посвящена анализу различных состояний души с точки зрения святоотеческого богословия: греховного состояния, естественного (природного) и благодатного. Особое внимание автор уделяет проблеме верификации и признаков, по которым можно составить представление о том или ином состоянии души.
В продолжение поста каждому из нас надобно приступать к покаянию и исповеди: это самых невнимательных заставляет размышлять о грехе. Итак будем размышлять вместе и вслух: против общего врага нашего соединимся общими силами. Для сего, при помощи благодати Божией, рассмотрим, во-первых, что есть грех в существе своем, и какие его виды, во-вторых, исследуем, чем грех соблазняет нас, и постараемся; сорвать с него все обольстительные личины, в-третьих, пройдем мыслию по путям беззакония, и покажем куда приводят они. Собеседование о сих предметах может послужить для всех нас вместо приуготовления к таинству покаяния и исповеди.
Схиигумен Иоанн, был человек святой жизни. В своих письмах, он часто ссылается на Игнатия Брянчанинова , и пишет почти о том же, что и Игумен Никон. Душеназидательные письма Схиигумена Иоанна, будет очень полезно прочесть всем нам. Такие книги, должно не просто прочитывать, а перечитывать. По сути и игумен Никон и схиигумен Иоанн, перекладывают на еще более понятный нам язык творения Игнатия Брянчанинова...
Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать делать добрые дела, в будущем - оставить грех, в конце жизни - покаяться. Но завтра бывает каждый день, а конец жизни еще дальше, и своими благими намерениями мы мостим себе дорогу в ад. Ведь, увы, будущее для нас может и не наступить, а сразу, минуя будущее, откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она?
Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.
Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.
Трактат «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни» состоит из 3 книг, написан между 378-385 гг. Поводом для его написания послужили нападки на христианских отшельников, живших вблизи Антиохии и бравших на воспитание городскую молодежь, в результате чего некоторые из их учеников предпочли встать на иноческий путь. Это вызвало негодование их родителей, дело дошло до избиения монахов. Иоанн Златоуст опровергает обвинения в адрес монахов и убеждает как верующих, так и неверующих родителей без опасений посылать детей на обучение к христианским подвижникам, поскольку если родители действительно желают счастья детям, то они не должны им в этом препятствовать, т. к. подлинно счастлив только тот, кто живет с Богом.
Две книги «О сердечном сокрушении» (Περ κατανύξεως; Ad Demetrium de compunctione (lib. 1), Ad Stelechium de compunctione (lib. 2); CPG, N 4308–4309; PG. 47. Col. 393–422; рус. пер.: Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 131–164), написаны по просьбе монахов Димитрия и Стелехия, вероятно, после 372 г., в первые годы аскетических подвигов Иоанна Златоуста (Παπαδόπουλος. 1999. Τ. 1. Σ. 131) или в период его диаконства (Baur. 1929–1930. Bd. 1. S. 133). Посвящены теме истинного сердечного сокрушения, необходимого для духовного возрастания.
Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся, и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом? Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом; — он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской.