Текст Витовницкого стослова представляет собой запись поучений сербского старца Фаддея Витовницкого (+ 2003), сделанную в 90-тых года 20 века. Наставления старца появились как христианский самиздат, отпечатанные на пишущей машинке на 12 страницах, под названием Стослов, с краткой вводной биографией отца Фаддея.
"...Эта книга была издана в России в начале XX века малым тиражом и, несомненно, Промыслом Божиим попала в руки святых царственных страстотерпцев. Святая царица Александра Феодоровна читала и перечитывала ее в заключении в Тобольске, о чем она писала Анне Вырубовой (Танеевой) 24 ноября 1917 года:
«Каждое утро я читаю книгу, которую ты мне подарила семь лет назад, "День за днем", и очень ее люблю, нахожу много слов утешения». В письмах императрицы и великих княжон тех скорбных дней нет ни жалоб, ни уныния; наоборот, они старались всех утешить, ободрить даже в самом своем безотрадном положении, и часто эти слова утешения были взяты из книги «День за днем»: «С той минуты, когда вы отдадите все в Его (Бога) руки, предоставляя Ему управлять вами помимо вас самих и принимая Его волю беспрекословно, в вашем сердце, поверьте, в душе вашей водворится мир невозмутимый, этот мир, который превыше всякого разумения». Святые царственные мученики имели в своих душах такой мир, находясь в заключении, сознавая крушение всего, накануне мученической смерти!
Такова Божественная сила Слова Божия, принятого с живой верой в Иисуса Христа."
Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно - десять.
Дьяченко Григорий Михайлович (1850–1903) — протоиерей, известный писатель и одаренный проповедник, составитель множества проповедей. Данная его работа на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах святых подвижников объясняет необходимость покаяния как средства исправления греха и помогает христианину подготовится к таинству Исповеди.
Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне незаслуженно забытое, по праву можно поставить в один ряд с именами святителей Филарета (Дроздова), митрополита Московского, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского, святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Книга епископа Петра «Указание пути ко спасению» до революции издавалась несколько раз Оптиной пустынью. Это свидетельствует о том, какое значение в деле духовного становления христианина придавали книге Оптинские старцы. Современники писали: «Такие труды, как "Путь ко спасению" епископа Феофана и "Указание пути ко спасению" епископа Петра, наряду с "Невидимой бранью" Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».
Протоиерей Василий Ермаков (+ 2007), настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга, – один из самых известных петербургских священнослужителей. Авторитет отца Василия был общепризнанным как в Санкт-Петербургской епархии, так и за ее пределами. В разные годы, в том числе и в трудное советское время, тысячи людей нашли себе дорогу в Церковь именно благодаря ему. Зная о несомненных духовных дарах отца Василия, за советом и поддержкой к нему приезжали не только из разных уголков России, но и из многих стран мира. Как истинный пастырь, он служил людям своим проникновенным словом, в котором требовательность сочеталась с безграничной любовью и милостью ко всем страждущим.
Эта книга - сборник писем и бесед отца Ефрема, который составлялся его духовными чадами не один год. Простые по форме, но глубокие и всеобъемлющие по содержанию, проникнутые смирением и любовью к Богу, «отеческие советы» старца являются превосходным практическим руководством для духовного делания. Обращение к этим бесценным крупицам подвижнической мудрости принесет большую пользу многим. Для кого-то «Советы» станут поддержкой и утешением, для кого-то просвещением и назиданием, а для кого-то и открытием, началом нового пути - пути к Богу.
Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и конец доброго — смиренномудрие, так начало и конец худого — высокоумие.
Поелику же, водясь смиренномудрием (смирением), требуете слова на пользу у меня, человека ничего не стоящего, и, желая обличить жизнь мою, приказываете это сделать мне самому, то, чтобы принести плод послушания, скажу слово, но скажу со стыдом. Ибо, если вам начну подавать советы, то буду сам себя осуждать. И если других начну обличать, то буду сам себя обвинять. Тогда по праву будет мне сказано слово Спасителя: врачу, изцелися сам (Лк.4:23).