Одна мысль давно уже не дает покоя: посмел бы бандит Басаев бесчинствовать в Буденновске, если бы город продолжал носить свое славное и праведное имя Святой Крест?
Владимир Леонидович Махнач (+2009) - известный церковный историк.
По словам руководителя общества «Радонеж» Евгения Никифорова, «Владимир Леонидович был истинным защитником православной русской традиции и русской культуры, и это стало делом его жизни еще в годы государственного безбожия. Уже в 70-х годах он начал проводить неофициальные лекции по истории России и русского Православия. В 80-е годы Владимир Леонидович внес свой вклад в дело восстановления исторического облика Москвы, участвуя в деятельности Московского отделения Всероссийского общества охраны памятников. Исторические и культурологические работы Владимира Леонидовича, изданные в 1990-х-2000-х годах, составили золотой фонд современной православной культурологи и для очень многих послужили основой серьезного внимания к вопросам русского национального самосознания и православной русской культуры».
Рецептов воссоздания России множество. Мы не ошибемся, если не нарушим верной иерархии ценностей: сперва Церковь, затем русский народ, а лишь потом — государство. Господь показал пророку своему Иезекиилю кости сухие. Забудем национальное — не соберутся кости сухие и не покроются плотью. Забудем православное — не оживут кости наитием Святого Духа. Не забудем — восстанет «Собор мног зело».
В настоящее время, когда в течение последних двадцати лет мы наблюдаем процесс возрождения системы духовного образования, представляется чрезвычайно полезным заглянуть в прошлое, чтобы увидеть тот непростой путь, который прошло российское духовное образование со своего зарождения при императоре Петре Первом. Изучение деятельности реформаторов прошлых столетий, возможно, поможет избежать повторения недочетов и трудностей, которые встречались на их пути.
Отец Михаил Польский родился 6 ноября 1891 г. в Новотроицкой станице Кубанской обл., окончил Ставропольскую духовную семинарию (1914), где получил подготовку к миссионерской деятельности и еще до получения священства был назначен уездным противосектантским миссионером Ставропольской епархии (1918)...
В статье рассматриваются основные этапы развития византиноведения как науки с момента ее зарождения в XVI в. до 1-ой четверти XX в. Показаны причины негативного отношения к византийской истории со стороны деятелей эпохи Просвещения. Проанализирован вклад в развитие науки русских дореволюционных ученых.
Академик Александр Михайлович Панченко - выдающийся российский филолог, исследователь русской литературы и культуры на переломе от средневековья к Новому времени, автор трехсот пятидесяти научных работ и публикаций, лауреат Государственной премии России. Научная биография А. М. Панченко была всецело связана с Пушкинским Домом, в котором он работал более 40 лет. А. М. Панченко оставил благотворный след и в историко-литературной науке, и на просветительском поприще.
В новой и новейшей историографии поведение Ивана Грозного часто рассматривают как аномальное, как проявление индивидуальной психологии либо психопатологии. По существу, такой подход означает отказ от научной интерпретации: Грозный предстает как необъяснимый эксцесс на фоне правильно развивающегося исторического процесса. Не вдаваясь в недоступную нам область психологии этого человека, отметим, что его кажущееся из ряда вон выходящим поведение имеет аналогии в русской истории—именно в типе поведения русского монарха. С Иваном Грозным сопоставим Петр Великий, и такое сопоставление помогает понять концепции обоих этих деятелей—при том, что эти концепции в принципе различны.
Петрушко Владислав Игоревич - доктор церковной истории, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, шеф-редактор интернет-портала «Седмица.Ru».