История России в нашем (20-м) столетии являет собой главным образом историю Революции. Я пишу это слово с заглавной буквы... ибо речь идет не о каких-либо пусть значительнейших, но все же отдельных революционных событиях, свершившихся в 1905, 1917, 1929 и т.п. годах, а о многообразной, но в конечном счете целостной исторической динамике, определившей путь России с самого начала нашего века и до сего дня.
В моем сочинении "точка зрения” или, вернее будет сказать, "точка отсчета” избрана вполне сознательно, и я говорю о ней с полной откровенностью: это крайне "консервативные” политические движения начала века, которое обычно называют "черносотенными”.
Книга кратко, но всесторонне освещает аскетический подвиг трезвения и духовной молитвы как в древнем монашестве на Востоке, так и в Русской Православной Церкви с древности до времен последних оптинских старцев. Влияние старчества не ограничивается монастырскими стенами, оно распространяется далеко за их пределы. Будучи руководящим началом в духовно-нравственных проявлениях жизни не только иноков, но и мирян, оно охватывает и вообще все проявления жизни как духовные, так и мирские, связанные между собою хотя и неслитно, но и не раздельно.
Сочинение это составлено в 1845 г. священником г. Елабуги Петром Никитичем Кулыгинским. В качестве материалов к очерку использовались все доступные автору данные, включая печатные издания и устные предания стариков.
Настоящая книга состоит из нескольких самостоятельных работ, связанных общей тематикой и общими идеями. Это не только и даже не столько хладнокровные научно-исторические исследования, сколько попытка раскрыть современникам глаза на истоки и причины того, что происходит с нами сейчас и к чему это может привести в будущем. В то же время здесь повесть о Москве и Московии XVII века, о том, какой сложной противоречивой действительностью того времени являло собой то, что называется Святой Русью, как шла (не на жизнь, а на смерть) борьба Московской Руси с Западом.
... Никон — это далеко не только обрядовые исправления и судебное «дело». Это целая эпоха важнейших и интереснейших решений, событий и начинаний, определивших во многом дальнейший ход отечественной истории и общественной жизни, оставивших и целый ряд «завещаний» и загадок, которые еще нуждаются в расшифровке.
Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891) — выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик и публицист, принявший в конце своей жизни постриг в Оптиной пустыни. Будущее России видел в сохранении традиционного Православия, сильной государственности самодержавия и эстетизме народной старины. Его главное произведение «Византизм и славянство» обрело заслуженное признание как веха российской исторической мысли.
В 12-томной "Истории русской церкви" последовательно и подробно освещена история церкви с X века до патриаршества Никона включительно. Труд ценен публикацией многих древних источников. Представлена Книга I - История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви.
В Российском Государственном историческом архиве, в фонде 834 (Рукописи Синода) хранится дневник неизвестного сельского священника, который вел свои записи в 1828-1830 гг. ...Обыденность этого дневника, его незавершенность вызывают к нему дополнительный интерес: сегодня все больше внимания уделяется «истории повседневности», и наш непритязательный сельский священник получает-таки возможность «попасть в историю» не только в том смысле, в каком это доводилось ему при жизни.