Максим Исповедник (582-662), игумен, преподобный. Знаменитый деятель и учитель церковный, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей энергичной борьбой против монофелитской ереси. Память 21 января, 13 августа.
Русский народ! Сбережешь веру в себе, донесешь до Христа огонек ее, когда Христос позовет и нас к Себе, значит, - все сбережешь, потому что жизнь вечную наследуешь. Потеряешь веру, - потушишь ли сам ее в груди своей или позволишь вырвать ее у тебя тем, которые так дерзко покушаются сейчас на эту святыню своими грязными руками, - ты все потеряешь.
Название этой небольшой книги выдающегося сербского архипастыря и богослова святителя Николая (Велимировича; 1881–1956) может у кого-то вызвать удивление: "Вера образованных людей". Однако в действительности, давая такое название своему труду, представляющему собой живое и святоотечески вдохновенное объяснение православного Символа веры, автор желал довести до сознания читателя одну очень важную мысль. Истинно образованным человеком является, по его мнению, не тот, кто богат знаниями, а кто "образован внутренне, всем сердцем, всем существом, кто сообразен образу Божиему, тот кто христоподобен, преображен, обновлен, обожен". Поэтому, без сомнения, можно сказать, что вера православных христиан на самом деле есть вера образованных людей.
В книге дается очень важное для христианина толкование молитвы Господней — той молитвы, которой Господь заповедовал Своим ученикам обращаться к Небесному Отцу. Не все верующие достаточно хорошо понимают ее смысл. Многие святые отцы толковали эту главную новозаветную молитву. Толкование святителя Николая Сербского — одно из лучших и наиболее приближено к современному читателю. Рекомендуется как для тех, кто недавно пришел к вере, так и для тех, кто давно исповедует Православие.
В книге в форме вопросов и ответов раскрывается: что называется литургией, почему литургию называют обедней, о лигургии оглашенных и верных, что такое Таинство Причащения.
Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святаго отца нашего Ефрема Сирианина и расположенные по порядку Псалмов Давидовых.
Авторство книги принадлежит двум святым отцам: сами изречения - преподобному Ефрему Сирину, а составление их по подобию псалмов для пользы душевной и молитвы — святителю Феофану Затворнику.
Составитель: прот. Сергий Терновский (+ 1868) - служил в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Протоиерей. Очень известный проповедник, "усердный сеятель слова Божия". Некоторые из проповедей Терновского печатались в журнале "Душеполезное чтение". Магистр Московской духовной академии. Писатель. Его проповеди высоко ценились митр. Филаретом (Дроздовым).
Истолковывали молитву Господню— Тертуллиан (до падения), св. Киприан, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Иерусалимский (в 5 тайноводственном слове), св. Златоуст (в беседах на Евангелие от Матфея, и в беседе на слова: «узкие врата» и проч.), св. Кассиан в 9 собеседовании, бл. Августин (в трактате о нагорной беседе Господа, в словах 56, 57 и 58, и в письме 130), св. Максим исповедник, бл. Феофилакт (в толковании Евангелий от Матфея и Луки), Симеон Солунский и наш новоявленный чудотворец, святитель Тихон Воронежский (в 3т.). Все изреченное ими приводится здесь под каждым словом молитвы.
«Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе», - писал свт. Феофан. Для укрепления в себе молитвенного духа прекрасным подспорьем будет этот сборник.
Пророк, изображая отвержение Иуды предателя, во вдохновенном свыше негодовании вопиет: молитва его да будет в грех (Псал. CVIII. 7)! Но молитва Иуды, если он молился, по-видимому, долженствовала быть самая святая: поелику он, подобно как и мы, у Самого Сына Божия учился призывать Отца, иже есть на небесех. Итак, не должно ли страшиться и другим, чтобы святейшую и Божественную молитву Господню не употребить столь недостойным и осудительным образом?
Размыслим о способе правильно и спасительно употреблять молитву Господню.