Воскресенье, 05.05.2024, 12:33


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Предисловие

Предисловие к изданию 1859 года
Решаясь обозреть Русскую духовную литературу, мы не принимаем на себя писать подробную историю ее. Для такого сочинения в настоящее время не достает еще многих данных, а писать историю по предположениям, по соображениям, не основанным ни на чем - дело неумное. Мы ограничиваемся пока литературою 850 - 1720 г. и представляем только хронологический обзор Русской литературы того времени. Преимущественный предмет внимания нашего составляют сочинения и сочинители Русские; переводы с Греческого, как и другие, хотя не исключаются из обзора нашего, но и не составляют предмета необходимого. Те из писателей Славян не-Русских, которые имели значительное влияние на образование Русской церкви, не могут быть оставлены без внимания в истории Русской; таковы Кирилл и Мефодий с их учениками, которыми началась Славянская литература, и о которых не говорить значило бы то же, что не говорить о начале Русской духовной литературы. Все же другие - предмет сторонний для нас.
Русская литература до новых времен, до 1720 г., была вся, или почти вся, литературою духовною. Только в новые времена о духовных предметах стали писать по преимуществу лица духовного звания. В старые времена Русский народ жил, или по-крайней мере думал жить, преимущественно жизнию религиозною. Потому и те, которые писали тогда, писали в религиозном духе. Из круга духовной литературы остается удалить разве те письменные произведения, в которых заключались уставы для временного житейского быта - договоры гражданские, грамоты купчие, меновые, подрядные, поручные, таможенные, судные, жалованные. Да и те иногда писаны бывали в духе глубокого благочестия и с светлыми мыслями о значении человека; почему не иначе, как с осмотрительностию, должны быть исключаемы из круга духовной литературы.
Так, предмет обзора нашего сам по себе очень обширен. Потому, думаем, что не мало будет сделано, если а) о личности писателя сказано будет необходимое, а именно - только нужное для знакомства с ним, как с писателем; б) если сочинения его перечислены будут отчетливо и с возможною полнотою, а более прочих важные осмотрены будут по их содержанию. Каждому надобно отдавать свое.

Такой обзор Русской духовной литературы считаем нужным для настоящего времени. "Словарь о бывших в России писателях духовного звания" в свое время был весьма полезным; но в настоящее время оказывается он очень недостаточным. На пространстве времени 862 - 1720 г. в нем найдете известия только о 160 писателях и почти о таком же числе сочинений, которых писатели неизвестны по имени.

На сайте pravlib.ucoz.ru приводится по изданию: Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859





Категория: Предисловие | Добавил: admin (26.04.2012)
Просмотров: 457
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете