Решаясь обозреть Русскую духовную литературу, мы не принимаем на себя писать подробную историю ее. Для такого сочинения в настоящее время не достает еще многих данных, а писать историю по предположениям, по соображениям, не основанным ни на чем - дело неумное. Мы ограничиваемся пока литературою 850 - 1720 г. и представляем только хронологический обзор Русской литературы того времени. Преимущественный предмет внимания нашего составляют сочинения и сочинители Русские; переводы с Греческого, как и другие, хотя не исключаются из обзора нашего, но и не составляют предмета необходимого. Те из писателей Славян не-Русских, которые имели значительное влияние на образование Русской церкви, не могут быть оставлены без внимания в истории Русской; таковы Кирилл и Мефодий с их учениками, которыми началась Славянская литература, и о которых не говорить значило бы то же, что не говорить о начале Русской духовной литературы. Все же другие - предмет сторонний для нас. Русская литература до новых времен, до 1720 г., была вся, или почти вся, литературою духовною. Только в новые времена о духовных предметах стали писать по преимуществу лица духовного звания. В старые времена Русский народ жил, или по-крайней мере думал жить, преимущественно жизнию религиозною. Потому и те, которые писали тогда, писали в религиозном духе. Из круга духовной литературы остается удалить разве те письменные произведения, в которых заключались уставы для временного житейского быта - договоры гражданские, грамоты купчие, меновые, подрядные, поручные, таможенные, судные, жалованные. Да и те иногда писаны бывали в духе глубокого благочестия и с светлыми мыслями о значении человека; почему не иначе, как с осмотрительностию, должны быть исключаемы из круга духовной литературы. Так, предмет обзора нашего сам по себе очень обширен. Потому, думаем, что не мало будет сделано, если а) о личности писателя сказано будет необходимое, а именно - только нужное для знакомства с ним, как с писателем; б) если сочинения его перечислены будут отчетливо и с возможною полнотою, а более прочих важные осмотрены будут по их содержанию. Каждому надобно отдавать свое.
Такой обзор Русской духовной литературы считаем нужным для настоящего времени. "Словарь о бывших в России писателях духовного звания" в свое время был весьма полезным; но в настоящее время оказывается он очень недостаточным. На пространстве времени 862 - 1720 г. в нем найдете известия только о 160 писателях и почти о таком же числе сочинений, которых писатели неизвестны по имени. На сайте pravlib.ucoz.ru приводится по изданию: Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859
|