а) Повесть о двух чудесах св. Николая - с ковром и с слугою, составляющая в рукописном Житии святителя 33-ю и 34-ю главу.
Чудо о ковре начинается своим вступлением. Это чудо "сотворшися тогда, говорит сочинитель, при моей худости в Цариграде", возвещено было "патриарху тогда сущему Михаилу". (Чудо напечатано в Житии Николая. М. 1640-1642).
Чудо с слугою начинается так: "Ино чудо хощу вам поведати". Следовательно, это говорит прежний повествователь. Святитель избавил из темницы слугу господина, "иже славною честию почтен от царя Константина, имея челяди много зело". (Чудо напечатано в Житии, М., 164-1642).
Михаил Керуларий был патриархом 1043 - 1059 г. при императоре Константине Мономахе (1042 - 1059 г.) и недолго при Константине Дуке (1059 - 1067 г.); а после Константина Дуки ни при одном Константине не было патриарха Михаила. Следовательно, эти два чуда происходили около 1051 - 1059 г. Но описаны они в Киеве уже после патриарха Михаила, т.е. после 1059. "Патриарху тогда сущему Михаилу",- говорит повествователь современник.
б) Повесть о спасении святителем младенца, утопшего в реке Днепре, написана тогда, как ходили в Вышгород для поклонения мощам св. Бориса и Глеба "множество людии от всих град и сел"; когда в Киеве бы ли Софийский храм и митрополит; след. прежде XIII века. Чудо с младенцем от Николы Мокрого происходило в 1092 г. (Описание Соф. храма, Киев, 1854, стр. 61). Описание чуда составлено, без сомнения, тогда же. Оно напечатано в Житии святителя, М. 1610 - 1612.
в) Повесть о чуде над Половцем рассказывается Киевлянином и оканчивается так: «Мы же, братия, се слышавше чюдо сего святаго в земли Русстей, потщимся угодити Богу, яко не презре людии новепознавших Его" (напеч. в Житии, М. 1640 - 1642). Очевидно, это писано не позже конца XI века.
г) "Житие и деяние" свят. Николая, начинающееся словами: "в дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья" - сочинение Русское. Оно состоит из двух частей: в первой описаны жизнь святителя и 27 чудес его, происходивших во времена, предшествовавших времени повествования; вторая часть начинается так: "и се же добро есть нам Божие писание к вам проповедати... яко и ныне в человецех бысть великим чудотворцем Николаем, в наши лета, многа деяния". Здесь описано 14 чудес, в том числе и приведенные нами чудеса (Царского, ркп. 1514 г. № 381; XVI в. № 368, 388). Воспользовался ли сочинитель и повествованиями чужими, или он сам описывал все чудеса своего времени, как составил Житие и деяние при пособии древних источников, теперь трудно решить. Во всяком случае описание его писано близко ко времени перенесения мощей в Бар, так как об этом перенесении он еще не говорит.
д) "Слово о перенесении мощей святаго Николы. Присно убо длъжии есмы, братие, праздник Божии в честь творяще дръжати". Перенесение происходило "в тсящное и девятьдесят шестое лето... в лета же Русских князии, благов. в. кн. Всеволода и ... сына его к. Владимира Черниговского". (Царского, № 381, 388; Румянцева, ркп. XV в. № 435). Это Слово есть и в Прологе и в Житии, напечатанном в Москве 1640 - 1642 г., но со многими переменами; есть некоторые разности и в списках.
е) Что касается до Похвального Слова св. Николаю, которое в списках Румянцева XV в. (№ 434, 435) начинается так: "Се настоит, братие, светлое праздньство", а в списках Царского (№ 381, 388) значится: "Се приспе, братие, светлое празднество", т.е. в последних с переменами в словах; то и язык его и особенно увещание: "на добрая дела подвигнемся, въздержащеся... от мертвечины и от кровоядения", показывают, что оно писано для новокрещенных Славян, только едва ли Русских: у последних и во времена язычества, по летописи, не видно обычая есть мертвичину. Слово содержит в себе и краткое описание жития.
ж) В конце XI в. пещерные иноки уже читали Житие св. Антония Печерского. Оно известно было потом блаж. Симону и Поликарпу. К сожалению, до нашего времени не дошло оно.
=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 36 - 39. Разбивка на абзацы в п. а) - Т.А.Б.
|