Пятница, 29.03.2024, 15:26


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Первый период (862 - 1239)

17. Иоанн, митрополит Киевский
17. Иоанн, митрополит Киевский 1180 - 1189 г., родом Грек, по отзыву Нестора - пастырь примерный по строгости жизни, по образованности, по дару слова. Ему принадлежит Послание к папе Клименту III, или Равеннскому архиепископу Виберту, признанному папою по воле имп<ератора> Генриха и принявшему, с званием папы, имя Климента. 

"Приятна в Господе любовь твоя, человек Божий, достойный апостольской кафедры и звания, - так начинает послание святитель Русской церкви, - и вдали находясь от нашей скудости и смирения, ты касаешься нас крылами любви, лобызаешь нас как своих, с любовию молишься за нас по духу, и догматы нашей чистой, православной веры принимаешь с благоговением, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Поелику дело в таком положении и ты таков дан нам архиерей, не каковыми были недавно архиерействовавшие, возмутители и оскорбители истины, то я, смиренный, взаимно лобызаю тебя и честную главу твою и рамена".

Гордость и властолюбие Льва IX и Григория VII известны; они решительно расторгли союз с восточною церковью. Борьба Генриха с Григорием заставляла императора искать себе союзов везде, - тем скорее в России, коея князья были в родстве и сношениях с ним. Папа его Климент искал себе приверженцев в Чехии и Польше (_Jaffe_, Regesta pontifiicum. Berolini, 1851). Ясно, что тогда на западе обстоятельства времени были именно те, на которые указывает начало Послания м. Иоанна к папе, и оно могло быть писано только Иоанном II к папе Клименту - Виберту.

Послание отличается столько же кроткою любовию, сколько твердым знанием христианской правды. Это прерасный образец пастырского догматического послания. Исчисляя отступления западной церкви от восточной, пастырь пишет: "Верх всего худого, и на него взошли вы, - это то, что вы осмеливаетесь изменять чистый и святой образ веры, утвержденный всеми святыми соборами, - дерзаете говорить, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына".

В кратком опровержении странностей папизма пишет: "Изумительно и странно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцев и св. вселенских соборов... Вы вводите новое учение. А апостол говорит: иже благовестит вам паче, еже приясте, проклят да будет... Вы вводите две причины, два начала для Св. Духа и, унижая Его, близки к тому, чтобы впасть в ересь Македония".

Греческий текст Послания и древний Славянский перевод, искаженный писцами, с поправками и дополнениями, издан Григоровичем, в Учен. Зап. II Отд. Акад. Спб. 1854.

Церковное "Правило м. Иоанна, пророка Христова" достойно изучения для церковного историка. Извлечение нужного - в Ист. Русск. Церк. I. Содержание Правила:
а) об отношении православия к папизму (пр. 4, 5);
б) против волхвования и языческих обычаев (пр. 7, 16);
в) против соблазнительных песней (пр. 17, 28);
г) о крещении младенцев и о причащении (пр. 1, 2, 21);
д) о браках (пр. 6, 10, 18, 22, 23, 25, 27 - 33);
е) об иконах и храмах (пр. 9, 11, 12);
ж) о собрании епископов на собор и епархиальном управлении (пр. 8, 19, 34);
з) о поведении священников (пр. 13, 15, 36, 37);
и) против учреждающих пиры в обителях под видом благочестия (пр. 31);
i) против торговли рабами (пр. 24)
к) о вкушении пищи вместе с язычниками (пр. 20, 31);
л) о женах, бывших в плену (пр. 29, 30).

Правило м. Иоанна издано в I ч. Русск. Достоп. (М. 1815 г.), но текст его исправнее и полнее в ркп. Румянцева № 238, 338 и в других.

Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 21 - 23 (разбиение на абзацы - Т.А.Б.)
Категория: Первый период (862 - 1239) | Добавил: admin (11.06.2012)
Просмотров: 548
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете