Пр. Феодосий Печерский, начальник иноческого общежития в России (+ 1074 г.):
а) Ввел в свою обитель Студийский устав, оставив его не в предании, а на письме.
б) Писал обличительные послания к князю Святославу, не дошедшие до нас.
в) Нестор пишет, что пр. Феодосий нередко поучал народ и братию. В Торжественнике XV века (Румянцова № 435) читается: "Поучение блаженного Феодосия игумена Печерского о казнях Божиих". Начало этого поучения о наказаниях Божиих и следующее за тем обличение суеверий: "се бо не погански ли творим - аще кто усрящет черньця или черницю, то възвращаются" и пр. от слова до слова читаются в Несторовой летописи, хотя без имени сочинителя. Далее в поучении говорится о благоговейном стоянии в храме, о воздержании и пьянстве. Последнее наставление, наставление о пьянстве, встречается по ркп. и в отдельном виде, с надписью: "Слово св. отец о пьянстве" (Румянц. № 358). В Златой Матице (Погодина № 1024), пользовавшейся некогда уважением, помещено: "Слово писано святым Феодосием мнихом", и по надписи и по содержанию несомненное сочинение пр. Феодосия Печерского. Слово восстает против обращавших трапезы св. любви в трапезы пьянства. "Во время пира, тропарей не петь за чашами, разве только три: один раз в славу Христа Бога, в начале обеда, другой - в честь Пресвятой Девы Марии, в конце обеда, в третий - за здравие государя: более не позволяем". Потом о пьянстве говорит: "беснующийся страдает невольно и удостоится жизни вечной, а пьяный страдает по своей воле и подвергается вечной муке; к беснующемуся придет иерей, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному хотя бы собрались иереи всей земли и сотворили над ним молитву, - не прогнали бы от него беса произвольного пьянства". В списке Оглашений пр. Феодора Студита (Румянц. № 406) помещено пять Поучений с именем св. Феодосия. Первое поучение - о любви к Богу: "Что внесем, любимицы мои, в мiр или что имамы изнести? Не оставихом ли мiра и яже в мiре, по заповеди Христове?... Кто не удивится, възлюбленнии, яко Богу прославитися нашими делесы? И колика в нас, худых, любы Его излияся! Яко же, рече, възлюби Мя Отец, и аз възлюбих вы (Иоан. 15, 9)". Второе поучение - о помощи бедным, в обличение роптавшим на игумена за его любовь к странным и бедным. "Не прилично нам, возлюбленные, удерживать только для себя посылаемое нам Богом чрез людей боголюбивых, на пользу душевную и телесную... Лучше, сказано, даяти, неже приимати... Что принесли вы из имений своих в это место? Или что требовал я от вас, принимая вас в обитель сию и в человеколюбие Божие, которое подает нам, бедным, все, по молитвам св. Богородицы?". Третье поучение - о терпении: "Возлюбленнии, притчю приимете злострадания и тръпениа" и пр. напоминается об обетах монашеских: "Не все ли мы обещались терпеть и поношения и укоризны и унижения и изгнание?". Четвертое - о подвижничестве: "Подвизаитеся, троудницы, да приимете венец тръпениа вашего": преподаются частные наставления о стоянии в храме и прежде всего указывается на устав св. Феодора Студита: "билу бо ударяющу не лепо ны есть лежати, но встати на молитву, якоже ны богоносный Феодор учит". Пятое поучение - о хождении к службе Божией. "О повечерии нечего и говорить: сколько раз я говорил о том, и ни один не слушается... Не в укор вам написал я это, но убеждаю оставить нерадение". В этих поучениях, независимо от надписи их, почти каждая строка говорит, что это наставления пр. Феодосия Печерского; самые же сильные свидетели тому - указание на устав Студийский, любимый Феодосием, указание на покров Богородицы, иноческий дух и простота наставлений. В том же собрании одно поучение, без имени сочинителя, говорит об отделении Господу десятины времени из продолжении года. И те же слова пр. Нестор предлагает от лица своего наставника - "глаголет бо сице: яко Бог дал есть нам 40 днии на очищение души... се бо есть десятина" (Собр. лет. т. I, 79). Два другие поучения того же собрания надписаны именем св. Феодора; но они не принадлежат Студийскому наставнику, а должны быть признаны также за поучения св. Феодосия. В одном говорится: "во всех годинах и службах обретающеся и божественного Феодора о заповедех радующеся, потщание имейте". В другом читаем: "имемся акы за лествицю, за предания св. великого и божественнаго Феодора Студийского". Там и здесь говорит тот, кто всеми мерами старался расположить жизнь братии по уставу св. Феодора Студийского.
г) Известны еще: "Ответ Феодосия князю Изяславу о вере Варяжской" и другой ответ ему же о воскресном дне и о посте среды и пятка. Оба помещены в Сборнике игум. Паисия, образованного современника св. архиеп. Геннадию. (Ркп. Белозер. м. № 410). Второй начинается: "Что възмыслил еси, боголюбивый княже, въпрашати мене, некнижна и худа, о таковей вещи?" И так, это письмо к князю. "С того времени, как Бог наш нисшел на землю, все Иудейское умолкло... Тот, кто сказал тебе, будто в воскресенье не должно закалать, ни есть закланного, сказал не от Священного Писания, а от своего сердца". "Аз Феодос, худый мних, раб есмь Пресвятой Троице, Отца и Сына и Св. Духа": так начинается ответ о Варяжской вере по лучшим спискам. К сожалению, этот ответ сильно пострадал от писцев, изменявших его и по невежеству и по суемудрию, так что он оказывается по спискам в трех видах. Ответ исчисляет странные мнения и обычаи папизма и предлагает правила, как должен вести себя князь в отношении к Латинянам. Мнения папизма показываются по тем сведениям, какие доходили до Печерского игумена. Эти странности папизма те же, на какие указано в Исповедании веры св. Владимира и о которых говорили Греческие учители того времени (Cotelerii, Mon. Graec. III, 495 - 509). "Будь милостив, говорит ответ, не только к своим християнам, но и к чужим... Если кто скажет тебе - ту и другую веру дал Бог: отвечай - разве Бог двоверен?"
Наконец д) в Псалтыри 1296 года читается: "молитва св. Феодосия Печерского за вся крестьяны", недавно изданная г. Буслаевым (Материалы для ист. письм. М. 1855 г.). В ней, за именами святых, поставлено и имя Феодосия; но это вставка, обыкновенная в молитвах, по милости писцов. Св. Симон сохранил разрешительную молитву, данную Феодосием Симону Варягу.
Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 16 - 21
|