Пятница, 29.03.2024, 07:58


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Первый период (862 - 1239)

15. Пр. Феодосий Печерский
Пр. Феодосий Печерский, начальник иноческого общежития в России (+ 1074 г.):

а) Ввел в свою обитель Студийский устав, оставив его не в предании, а на письме.

б) Писал обличительные послания к князю Святославу, не дошедшие до нас.

в) Нестор пишет, что пр. Феодосий нередко поучал народ и братию. В Торжественнике XV века (Румянцова № 435) читается: "Поучение блаженного Феодосия игумена Печерского о казнях Божиих". Начало этого поучения о наказаниях Божиих и следующее за тем обличение суеверий: "се бо не погански ли творим - аще кто усрящет черньця или черницю, то възвращаются" и пр. от слова до слова читаются в Несторовой летописи, хотя без имени сочинителя. Далее в поучении говорится о благоговейном стоянии в храме, о воздержании и пьянстве. Последнее наставление, наставление о пьянстве, встречается по ркп. и в отдельном виде, с надписью: "Слово св. отец о пьянстве" (Румянц. № 358).
В Златой Матице (Погодина № 1024), пользовавшейся некогда уважением, помещено: "Слово писано святым Феодосием мнихом", и по надписи и по содержанию несомненное сочинение пр. Феодосия Печерского. Слово восстает против обращавших трапезы св. любви в трапезы пьянства. "Во время пира, тропарей не петь за чашами, разве только три: один раз в славу Христа Бога, в начале обеда, другой - в честь Пресвятой Девы Марии, в конце обеда, в третий - за здравие государя: более не позволяем". Потом о пьянстве говорит: "беснующийся страдает невольно и удостоится жизни вечной, а пьяный страдает по своей воле и подвергается вечной муке; к беснующемуся придет иерей, сотворит молитву и прогонит беса, а к пьяному хотя бы собрались иереи всей земли и сотворили над ним молитву, - не прогнали бы от него беса произвольного пьянства". 
В списке Оглашений пр. Феодора Студита (Румянц. № 406) помещено пять Поучений с именем св. Феодосия. Первое поучение - о любви к Богу: "Что внесем, любимицы мои, в мiр или что имамы изнести? Не оставихом ли мiра и яже в мiре, по заповеди Христове?... Кто не удивится, възлюбленнии, яко Богу прославитися нашими делесы? И колика в нас, худых, любы Его излияся! Яко же, рече, възлюби Мя Отец, и аз възлюбих вы (Иоан. 15, 9)". Второе поучение - о помощи бедным, в обличение роптавшим на игумена за его любовь к странным и бедным. "Не прилично нам, возлюбленные, удерживать только для себя посылаемое нам Богом чрез людей боголюбивых, на пользу душевную и телесную... Лучше, сказано, даяти, неже приимати... Что принесли вы из имений своих в это место? Или что требовал я от вас, принимая вас в обитель сию и в человеколюбие Божие, которое подает нам, бедным, все, по молитвам св. Богородицы?". Третье поучение - о терпении: "Возлюбленнии, притчю приимете злострадания и тръпениа" и пр. напоминается об обетах монашеских: "Не все ли мы обещались терпеть и поношения и укоризны и унижения и изгнание?". Четвертое - о подвижничестве: "Подвизаитеся, троудницы, да приимете венец тръпениа вашего": преподаются частные наставления о стоянии в храме и прежде всего указывается на устав св. Феодора Студита: "билу бо ударяющу не лепо ны есть лежати, но встати на молитву, якоже ны богоносный Феодор учит". Пятое поучение - о хождении к службе Божией. "О повечерии нечего и говорить: сколько раз я говорил о том, и ни один не слушается... Не в укор вам написал я это, но убеждаю оставить нерадение". В этих поучениях, независимо от надписи их, почти каждая строка говорит, что это наставления пр. Феодосия Печерского; самые же сильные свидетели тому - указание на устав Студийский, любимый Феодосием, указание на покров Богородицы, иноческий дух и простота наставлений. В том же собрании одно поучение, без имени сочинителя, говорит об отделении Господу десятины времени из продолжении года. И те же слова пр. Нестор предлагает от лица своего наставника - "глаголет бо сице: яко Бог дал есть нам 40 днии на очищение души... се бо есть десятина" (Собр. лет. т. I, 79). Два другие поучения того же собрания надписаны именем св. Феодора; но они не принадлежат Студийскому наставнику, а должны быть признаны также за поучения св. Феодосия. В одном говорится: "во всех годинах и службах обретающеся и божественного Феодора о заповедех радующеся, потщание имейте". В другом читаем: "имемся акы за лествицю, за предания св. великого и божественнаго Феодора Студийского". Там и здесь говорит тот, кто всеми мерами старался расположить жизнь братии по уставу св. Феодора Студийского.

г) Известны еще: "Ответ Феодосия князю Изяславу о вере Варяжской" и другой ответ ему же о воскресном дне и о посте среды и пятка. Оба помещены в Сборнике игум. Паисия, образованного современника св. архиеп. Геннадию. (Ркп. Белозер. м. № 410). Второй начинается: "Что възмыслил еси, боголюбивый княже, въпрашати мене, некнижна и худа, о таковей вещи?" И так, это письмо к князю. "С того времени, как Бог наш нисшел на землю, все Иудейское умолкло... Тот, кто сказал тебе, будто в воскресенье не должно закалать, ни есть закланного, сказал не от Священного Писания, а от своего сердца". 
"Аз Феодос, худый мних, раб есмь Пресвятой Троице, Отца и Сына и Св. Духа": так начинается ответ о Варяжской вере по лучшим спискам. К сожалению, этот ответ сильно пострадал от писцев, изменявших его и по невежеству и по суемудрию, так что он оказывается по спискам в трех видах. Ответ исчисляет странные мнения и обычаи папизма и предлагает правила, как должен вести себя князь в отношении к Латинянам. Мнения папизма показываются по тем сведениям, какие доходили до Печерского игумена. Эти странности папизма те же, на какие указано в Исповедании веры св. Владимира и о которых говорили Греческие учители того времени (Cotelerii, Mon. Graec. III, 495 - 509). "Будь милостив, говорит ответ, не только к своим християнам, но и к чужим... Если кто скажет тебе - ту и другую веру дал Бог: отвечай - разве Бог двоверен?"

Наконец д) в Псалтыри 1296 года читается: "молитва св. Феодосия Печерского за вся крестьяны", недавно изданная г. Буслаевым (Материалы для ист. письм. М. 1855 г.). В ней, за именами святых, поставлено и имя Феодосия; но это вставка, обыкновенная в молитвах, по милости писцов. Св. Симон сохранил разрешительную молитву, данную Феодосием Симону Варягу.

Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 16 - 21

Категория: Первый период (862 - 1239) | Добавил: admin (03.06.2012)
Просмотров: 772
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете