В Новгородской летописи по 1030 г. читаем: "И бяше ученик его (Новгородского епископа Иоакима) Ефрем, иже ны учаше" (Новгор. 2 лет.; Никон. л. I, 132; Рост. и Супр.). В другой прибавлено: "сей, поучив люди 5 лет, святительству же не сподобися" (Новг. 3 лет.). Эти слова дают право думать, что старший Новгородский летописец был один из учеников блаженного Ефрема. Дошли ли записки его до нас? Известные ныне Новгородские летописи заключают в себе до 1100 г., кроме известий Нестора, несколько сведений особенных. В числе этих сведений встречаются и такие, которые подробностию известия, напр., о днях и часах событий и других частностях, показывают, что они принадлежат современнику: в 1 Новгор. л. таковы известия о 1016, 1045, 1051, и 1068 г.; во 2 Новгор. известия о годах 990, 991 и 1049. Известна еще так называемая Иоакимова летопись, изд. Татищевым (в I т. Ист. Росс.). В том нет сомнения, что эта летопись не писана Иоакимом: это видно по содержанию ее. Но содержание же ее показывает, что сведения второй половины ее, не противореча несомненным памятникам, говорят о многом, чего нет у Нестора и что не может быть признано за вымысл в историческом сочинении. Близость ученике Ефремова к епископу Иоакиму сама по себе указывает на вероятность того, что в Иоакимовой летописи сохранилось многое из записок ученика Ефремова. Летописью епископа Иоакима назвали ее, быть может, от того, что сочинитель ее называл себя Иоакимом; а между тем читали у него слова: "мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжищам и улицам, учихом люди, елико можахом", что мог передавать от имени учителя ученик Ефремов. К сожалению, при нынешнем виде Иоакимовой летописи, как и других Новгородских летописей, остается довольствоваться только предположениями и догадками.
Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 15 - 16
|