Ярослав Владимирович, князь Киевский (+ 1054).
а) Его Устав о церковном суде (изд. в 1-й и 2-й ч. Достоп.) подвергался одинаковой участи с Уставом Владимира. Любпытно изложение его в Переяславском летописце, стр. 42 - 44.
б) Его Русская Правда (изд. в 1-й части Достоп. 1815. Ср. 2-ю ч. Достоп. М. 1843. Tobien, Russka Prawda, Petersb. 1844) дошла до нас в кратком и полном виде; содержание ее - уголовные законы и несколько гражданских.
Преподобный Нестор пишет: "Ярослав весьма любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить с Греческого на Славянский язык; так написали много книг, которыми просвещялись верные люди и наслаждались учением божественным... Он засеял словами книжными сердца верующих... Любя книги, списав множество их, он положил их в Св. Софии". Какие же сочинения переведены или переписаны были при Ярославе? Ныне известны: - Остромирово Евангелие 1057 года (изданное Востоковым в 1843)
- Псалтырь, с толкованием Афанасия, подаренная митрополитом Евгением частию Погодину, частию Кеппену, по пписьму - XI века и с некоторыми следами Русского наречия (Извест. Акад. Наук I, 85, 95, 101; Псалом 103 напеч. у Палаузова, Век Симеона, стр. 142 - 149) - Жития Святых (с 4 по 31 марта) и Слова (20 Слов Златоустого, 1 Фотия и 1 св. Епифания) по Супрасльской руп. XI века (изд. Миклошичем, Monumenta linquae palaeslovenicae, Vindob. 1851 г.; сл. Извест. Акад. I, 24, 25, 97, 102)
- Каноны Святых XI в. в Новгор. библ. (Изв. Акад. т. I, 89,97) - 13 Слов Григория Назиана XI в. (Библиогр. листы, М. 1825, стр. 85 - 91)
Сборники, переписанные для кн. Святослава: один - в 1073 г. (Калайдовича, Экзарх, стр. 102 - 104; Востокова, Опис. Рум. муз. стр. 499 - 506; снимок с страницы его у Погодина (в Образц. древней письменности, М. 1840), у Буслаева, с грамматикою и словарем (Материалы для истории письменности. М. 1855)); другой писан в 1076 году; оба с переменами Болгарского наречия на Русское. В Сборнике 1073 года по ркп. Синод. библ.: "великий в князьях князь Святослав"; а по списку Кирилло-Белозерского монастыря: "великыи в царех Симеон желанием зело вжела". (Шевырева, Поездка, ч. II. М. 1850, стр. 30 - 32).
Монах Зиновий, ученик пр. Максима, в свое время видел Правила "первых переводчиков", переписанные при князе Ярославе I, и еще "Книгу правил", писанную при князе Изяславе Ярославиче (Слово 52 и 55 против Феодосия Косого). Ныне неизвестны списки Номоканона XI и XII века. Знаем только, что м. Иоанн и св. Нифонт приводят правила Номоканона не по сокращенному тексту, а в точном, полном виде их.
Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 13 - 15 (ошибка в нумерации страниц)
|