Среда, 27.11.2024, 15:09


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Первый период (862 - 1239)

13. Ярослав Владимирович, князь Киевский (+ 1054)
Ярослав Владимирович, князь Киевский (+ 1054).

а) Его Устав о церковном суде (изд. в 1-й и 2-й ч. Достоп.) подвергался одинаковой участи с Уставом Владимира. Любпытно изложение его в Переяславском летописце, стр. 42 - 44.

б) Его Русская Правда (изд. в 1-й части Достоп. 1815. Ср. 2-ю ч. Достоп. М. 1843. Tobien, Russka Prawda, Petersb. 1844) дошла до нас в кратком и полном виде; содержание ее - уголовные законы и несколько гражданских.

Преподобный Нестор пишет: "Ярослав весьма любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить с Греческого на Славянский язык; так написали много книг, которыми просвещялись верные люди и наслаждались учением божественным... Он засеял словами книжными сердца верующих... Любя книги, списав множество их, он положил их в Св. Софии". Какие же сочинения переведены или переписаны были при Ярославе? Ныне известны:

- Остромирово Евангелие 1057 года (изданное Востоковым в 1843)

- Псалтырь, с толкованием Афанасия, подаренная митрополитом Евгением частию Погодину, частию Кеппену, по пписьму - XI века и с некоторыми следами Русского наречия (Извест. Акад. Наук I, 85, 95, 101; Псалом 103 напеч. у Палаузова, Век Симеона, стр. 142 - 149)

- Жития Святых (с 4 по 31 марта) и Слова (20 Слов Златоустого, 1 Фотия и 1 св. Епифания) по Супрасльской руп. XI века (изд. Миклошичем, Monumenta linquae palaeslovenicae, Vindob. 1851 г.; сл. Извест. Акад. I, 24, 25, 97, 102)

- Каноны Святых XI в. в Новгор. библ. (Изв. Акад. т. I, 89,97)

- 13 Слов Григория Назиана XI в. (Библиогр. листы, М. 1825, стр. 85 - 91)


Сборники, переписанные для кн. Святослава: один - в 1073 г. (Калайдовича, Экзарх, стр. 102 - 104; Востокова, Опис. Рум. муз. стр. 499 - 506; снимок с страницы его у Погодина (в Образц. древней письменности, М. 1840), у Буслаева, с грамматикою и словарем (Материалы для истории письменности. М. 1855)); другой писан в 1076 году; оба с переменами Болгарского наречия на Русское. В Сборнике 1073 года по ркп. Синод. библ.: "великий в князьях князь Святослав"; а по списку Кирилло-Белозерского монастыря: "великыи в царех Симеон желанием зело вжела". (Шевырева, Поездка, ч. II. М. 1850, стр. 30 - 32).

Монах Зиновий, ученик пр. Максима, в свое время видел Правила "первых переводчиков", переписанные при князе Ярославе I, и еще "Книгу правил", писанную при князе Изяславе Ярославиче (Слово 52 и 55 против Феодосия Косого). Ныне неизвестны списки Номоканона XI и XII века. Знаем только, что м. Иоанн и св. Нифонт приводят правила Номоканона не по сокращенному тексту, а в точном, полном виде их.


Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 13 - 15 (ошибка в нумерации страниц)
Категория: Первый период (862 - 1239) | Добавил: admin (28.05.2012)
Просмотров: 526
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете