Иоанн Экзарх Болгарский, или иначе, "строитель церковный Болгарской земли", при князе Симеоне. Он а) составил Шестоднев из сочинений Василия Великого, Севериана Гевальского и Иоанна Златоуста, с прибавлением своих размышлений о создании мира. "Эти шесть рассуждений, говорит он в предисловии, не от себя мы составили, но в ином месте приводили точные слова из Шестоднева Василия, в другом только мысли его; точно так же пользовались Иоанном и другими". В том же предисловии труд посвящается Симеону: "Освети твое сердце, Господи, царю великий, христолюбче Симеоне!". А в четвертом слове Экзарх укоряет остававшихся между Славянами язычников, чего не могла быть при втором Симеоне - Романе, который притом только носил имя князя Болгарского, но не был и малым царем. б) Ныне известны четыре Слова - сочинения Иоанна Экзарха, из которых одно издано по рукописи XII века (Чт. Общ. Ист. 1848 г. № 7), четвертое: о погребающихся в церкви, помещено в вел.<иких> Мин.<еях> М. Макария (под 16 ч. января). в) И. Экзарх перевел Богословие Дамаскина, или книгу Небеса, Диалектику его, Грамматику. Последнюю переводил он так, что не только объяснял правила Славянскими примерами, но и самые правила иногда изменял по духу Славянского языка. Он же без сомнения перевел и мелкие статьи Дамаскина - о месяцах и о книгах канонических (чит. Калайд.<ович>, Иоанн Экзарх. М. 1825. Кирилл и Мефодий). Ему же надобно приписать и перевод Изборника, в 1073 году переписаный с переменами для князя Святослава: по списку Кирилло-Белозерскому в нем говорится: "великый в царех Симеон желанием зело вжела". Изборник, по содержанию своему, близок к Богословию и Диалектеке Дамаскина.
Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 8-9
|