Воскресенье, 05.05.2024, 18:20


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Первый период (862 - 1239)

4. Иоанн Экзарх Болгарский
Иоанн Экзарх Болгарский, или иначе, "строитель церковный Болгарской земли", при князе Симеоне. Он

а) составил Шестоднев из сочинений Василия Великого, Севериана Гевальского и Иоанна Златоуста, с прибавлением своих размышлений о создании мира. "Эти шесть рассуждений, говорит он в предисловии, не от себя мы составили, но в ином месте приводили точные слова из Шестоднева Василия, в другом только мысли его; точно так же пользовались Иоанном и другими". В том же предисловии труд посвящается Симеону: "Освети твое сердце, Господи, царю великий, христолюбче Симеоне!". А в четвертом слове Экзарх укоряет остававшихся между Славянами язычников, чего не могла быть при втором Симеоне - Романе, который притом только носил имя князя Болгарского, но не был и малым царем.

б) Ныне известны четыре Слова - сочинения Иоанна Экзарха, из которых одно издано по рукописи XII века (Чт. Общ. Ист. 1848 г. № 7), четвертое: о погребающихся в церкви, помещено в вел.<иких> Мин.<еях> М. Макария (под 16 ч. января).

в) И. Экзарх перевел Богословие Дамаскина, или книгу Небеса, Диалектику его, Грамматику. Последнюю переводил он так, что не только объяснял правила Славянскими примерами, но и самые правила иногда изменял по духу Славянского языка. Он же без сомнения перевел и мелкие статьи Дамаскина - о месяцах и о книгах канонических (чит. Калайд.<ович>, Иоанн Экзарх. М. 1825. Кирилл и Мефодий). Ему же надобно приписать и перевод Изборника, в 1073 году переписаный с переменами для князя Святослава: по списку Кирилло-Белозерскому в нем говорится: "великый в царех Симеон желанием зело вжела". Изборник, по содержанию своему, близок к Богословию и Диалектеке Дамаскина.

Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 8-9
Категория: Первый период (862 - 1239) | Добавил: admin (01.05.2012)
Просмотров: 658
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2024
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете