...Наитствующая в крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд внутренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас, потаенного сердца человека...
Здесь должны излагаться разные обязанности христианина. Обязанности сии главным образом разделяются на два класса: одни общие — безотносительные, кои лежат на человеке-христианине, поскольку он христианин, независимо от его состояния,— другие частные — относительные , кои лежат на нем, поскольку он бывает в том или другом состоянии.
Подобно тому как закатившееся солнце долго еще освещает вечернее небо, разгоняя ночную мглу, так, по кончине святителя, многочисленные оставленные им письма к разным лицам и до сих пор светят кротким сиянием, озаряя многоразличный жизненный путь.
Среди русских проповедников XIX века святитель Феофан Затворник занимает особое место. Стремясь к восстановлению святоотеческих традиций, он всю свою пастырскую деятельность посвятил разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности и внутреннем трезвении.
Прочитали путь ко спасению? - Добре. И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки академии студентам С.-Петербургской. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием - после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46-7 годах.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Письмо 188.
«Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе», - писал свт. Феофан. Для укрепления в себе молитвенного духа прекрасным подспорьем будет этот сборник.
Пусть не знает сердце ваше другой радости, кроме радости спасения в Господе Иисусе Христе. — Пречистая Владычица Богородица, — первое радости приятелище, да обрадует всех нас сею радостию, — кого в чувстве действительного спасения, кого в верной надежде получения его, — да воспоет каждый ныне с Нею: "Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем".
...Ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений, хотя при пособии всего того видимого устроения, которое необходимо входит в состав спасительного пути.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» — такую умиленную молитвенную песнь влагает нам в уста Святая Церковь, начиная приготовлять нас к Покаянию. Три еще недели до поста, и о нем, может быть, никто и не думает; но она издали указывает нам двери его и заранее хочет предрасположить к входу в нее. Хотя и нехотя, мы должны же встретить время поста; но она хочет, чтоб мы встретили и проводили сие время, как следует...
Как разнообразны пути, которыми ведет Господь преданные Ему души к предопределенному Им в христианстве совершенству! Одного ведет Он скорбями, другого благоденствием; иного внешним писанием, а иного внутренними внушениями; того видимо, а сего сокровенно. На эту мысль расскажу вам, что было со святым Ермою, мужем Апостольским. Вы увидите, как многопопечительна и многоизобретательна руководящая нас ко спасению любовь Божия, а вместе и себе возьмете немало уроков к верному суждению о том, так ли течете вы, как следует тещи'.