ВВЕДЕНИЕ
КНИГА ПЕРВАЯ. ОБ ОДЕЯНИИ МОНАШЕСКОМ
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. О препоясании монаха
ГЛАВА 3-я. Об одеждах монаха
ГЛАВА 4-я. О кукулях египтян
ГЛАВА 5-я. О коловиях египтян
ГЛАВА 6-я. О шнурках
ГЛАВА 7-я. Об епанечках
ГЛАВА 8-я. О милоти, козлиной коже
ГЛАВА 9-я. О жезле
ГЛАВА 10-я. Об обуви
КНИГА ВТОРАЯ. О ПРАВИЛАХ КАСАТЕЛЬНО НОЧНОГО МОЛИТВОСЛОВИЯ И ПСАЛМОПЕНИЯ
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. О разном числе псалмов для пения в разных областях
ГЛАВА 3-я. О соблюдении однообразного правила по всему Египту и об избрании начальников над братиями
ГЛАВА 4-я. По всему Египту и Фиваиде соблюдалось правило читать 12 псалмов
ГЛАВА 5-я. О чтении 12 псалмов по наставлению ангела
ГЛАВА 6-я. Об обычае прочитывать 12 молитв
ГЛАВА 7-я. О чине и молитве
ГЛАВА 8-я. О совершении молитвы после псалма
ГЛАВА 9-я. О качестве молитвы
ГЛАВА 10-я. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян
ГЛАВА 11-я. В каком порядке у египтян читаются псалмы
ГЛАВА 12-я. Почему, когда один поет, прочие в собрании сидят, и с какою ревностью после того в келиях своих проводят время в бдении даже до рассвета
ГЛАВА 13-я. Почему не должно спать после ночного молитвословия
ГЛАВА 14-я. Как заниматься рукоделием и совершать молитвы в своих келиях
ГЛАВА 15-я. По окончании молитв в каком молчании всякий возвращается в свою келию, и какому укору подвергается тот, кто поступает иначе
ГЛАВА 16-я. Никому не дозволялось молиться с отлученным
ГЛАВА 17-я. Будильник в урочный час должен будить братий на молитву
ГЛАВА 18-я. С вечера субботы до вечера воскресенья не преклоняют колен
КНИГА ТРЕТЬЯ. О ПРАВИЛАХ КАСАТЕЛЬНО ДНЕВНОГО МОЛИТВОСЛОВИЯ И ПСАЛМОПЕНИЯ
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. У египтян весь день, без различия часов, занимаются молитвою и псалмопением даже и во время рукоделия
ГЛАВА 3-я. На всем Востоке совершается служба в 3,6,9 часу, состоит только из трех псалмов и молитв; и почему именно в эти часы совершается богослужение
ГЛАВА 4-я. Утреннее богослужение, которое у нас называется первым часом, установлено не по древнему преданию, а во времена преподобного Кассиана
ГЛАВА 5-я. После утренних молитв не должно ложиться спать
ГЛАВА 6-я. Старцы ничего не изменили в древнем чине псалмов, когда установили утреннее богослужение
ГЛАВА 7-я. Кто на дневную молитву не придет прежде окончания первого псалма, тому не дозволено и входить в церковь
ГЛАВА 8-я. О чине бдения с вечера субботы
ГЛАВА 9-я. Почему установлено бдение в вечер субботний, и почему отменен пост в субботу на всем Востоке?
ГЛАВА 10-я. Почему у западных пост соблюдается и в субботу?
ГЛАВА 11-я. Воскресное богослужение чем отличается от службы других дней?
ГЛАВА 12-я. В какие дни за ужином не читается псалом, как бывает за обедом?
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. О ПРАВИЛАХ КАСАТЕЛЬНО ОТРЕКАЮЩИХСЯ ОТ MИPA
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. У египтян пребывают в киновиях до глубокой старости
ГЛАВА 3-я. Желающий поступить в киновию, какому испытанию должен подвергаться?
ГЛАВА 4-я. Почему от вступающего в монастырь не принимали никакого имущества?
ГЛАВА 5-я. Почему вступающие в монастырь должны переменять свою одежду?
ГЛАВА 6-я. Почему скитская одежда хранится экономом?
ГЛАВА 7-я. Почему принятый в монастырь не скоро причисляется к братству?
ГЛАВА 8-я. Младшие сначала чему научаются, чтобы после могли преуспевать в подавлении страстей?
ГЛАВА 9-я. Младшим приказывается не скрывать своих помыслов от старца своего
ГЛАВА 10-я. Какое послушание молодые оказывали даже и в том, что относится к естественным потребностям?
ГЛАВА 11-я. Какая пища у египтян считается лакомою?
ГЛАВА 12-я. С какою поспешностью, оставляя свое дело, идут на то дел, на которое призывает ударяющий в дверь
ГЛАВА 13-я. У египтян считалось преступлением называть что-либо своим
ГЛАВА 14-я. Хотя бы кто и много зарабатывал своим трудом, но никто не присвоял себе ничего лишнего
ГЛАВА 15-я. О неумеренном старании иметь много своих вещей
ГЛАВА 16-я. О правилах наказания за погрешности
ГЛАВА 17-я. Кто установил в киновиях чтение во время обеда братий, и как соблюдается молчание у египтян
ГЛАВА 18-я. Кроме общего стола не позволялось употреблять сколько-нибудь пищи и питья
ГЛАВА 19-я. В Палестине и Месопотамии как братия исполняют ежедневные послушания
ГЛАВА 20-я. О трех чечевичных зернах, найденных экономом
ГЛАВА 21-я. О добровольном услуживании некоторых братий
ГЛАВА 22-я. О правилах для исполнения ежедневных послушаний у египтян
ГЛАВА 23-я. О послушании аввы Иоанна, за которое он удостоился дара прозорливости
ГЛАВА 24-я. О сухом деревце, которое авва Иоанн поливал по приказанию старца
ГЛАВА 25-я. О сосуде с маслом, выброшенном аввою Иоанном по приказанию старца
ГЛАВА 26-я. Как авва Иоанн по приказанию старца усиливался сдвинуть большой камень
ГЛАВА 27-я. О смирении и послушании аввы Муция, который по приказанию старца бросил было своего сына в реку
ГЛАВА 28-я. Как открыто было игумену, что Муций сделал дело Авраамово и сделан был игуменом монастыря
ГЛАВА 29-я. О послушании одного брата, по приказанию аввы продававшего корзины
ГЛАВА 30-я. О смирении аввы Пинуфия, который оставив свою киновию, ушел в дальний монастырь, в котором как новоначальный жил в послушании
ГЛАВА 31-я. О новом уходе аввы Пинуфия в Вифлеемский монастырь
ГЛАВА 32-я. Авва Пинуфий какое правило дал брату, которого принял в свой монастырь
ГЛАВА 33-я. Как велико будет воздаяние монаху, трудящемуся по наставлению отцов, так и наказание будет такое же в противном случае; и потому не должно никого скоро принимать в монастырь
ГЛАВА 34-я. Наше самоотвержение есть не что иное, как духовное умерщвление и образ распятого
ГЛАВА 35-я. Крест наш есть страх Господень
ГЛАВА 36-я. Отречение наше не принесет нам пользы, если будем привязываться к тому, от чего отреклись
ГЛАВА 37-я. Диавол всегда наветует нашему концу; но мы должны всегда блюсти его голову
ГЛАВА 38-я. Отвергающийся от мира должен приготовиться против искушений и подражать немногим
ГЛАВА 39-я. В каком порядке надобно восходить к совершенству
ГЛАВА 40-я. Монах должен брать примеры для совершенства не у многих, а у одного; или немногих
ГЛАВА 41-я. Пребывающему в общежитии что особенно надобно иметь или сносить
ГЛАВА 42-я. Монах должен ожидать терпеливости не от добродетели других, а от своего великодушия
ГЛАВА 43-я. Краткое изложение способа, как монах может восходить к совершенству
КНИГА ПЯТАЯ. О ДУХЕ ЧРЕВОБЕСИЯ.
ГЛАВА 1-я. Переход от постановлений киновитян к борьбе против восьми главных пороков
ГЛАВА 2-я. О том, что причины пороков во всех находятся, но не все знают их, и для открытия их мы имеем нужду в помощи Божией
ГЛАВА 3-я. О том, что первая брань у нас должна быть против духа чревобесия
ГЛАВА 4-я. Свидетельство аввы Антония, которым научает нас, что всякую добродетель надобно заимствовать у того, кто в особенности владеет ею
ГЛАВА 5-я. О том, что не могут все соблюдать одно правило поста
ГЛАВА 6-я. Не одним вином омрачается ум
ГЛАВА 7-я. Немощь плоти не может препятствовать чистоте сердца
ГЛАВА 8-я. Как можно желать и употреблять пищу
ГЛАВА 9-я. Как надобно поститься
ГЛАВА 10-я. Для сохранения чистоты души и тела недостаточно одного воздержания от пищи
ГЛАВА 11-я. Похоти сердечные подавляются только с отсечением пороков
ГЛАВА 12-я. В духовной брани надобно подражать телесной брани
ГЛАВА 13-я. О том, что если не освободимся от порока чревоугодия, никак не можем вступить в борьбу внутреннего человека
ГЛАВА 14-я. Как можно победить страсть чревоугодия
ГЛАВА 15-я. О том, что для сохранения чистоты сердца монах должен быть всегда внимателен к себе
ГЛАВА 16-я. О том, что монах не может вести духовной брани, если не одержит победы над плотью
ГЛАВА 17-я. О том, что основание духовного ратоборства состоит в борьбе с чревобесием
ГЛАВА 18-я. Какими подвигами св. Апостол получил венец славы
ГЛАВА 19-я. О том, что у подвижника Христова не прекращается борьба, пока он находится в теле
ГЛАВА 20-я. О том, что монах не должен изменять время принятия пищи, если хочет вступить в подвиг борьбы
ГЛАВА 21-я. О внутреннем мире монаха и духовном воздержании
ГЛАВА 22-я. О том, что нам надобно упражняться в телесном воздержании, чтобы чрез него перейти к духовному посту
ГЛАВА 23-я. Какова должна быть пища у монаха
ГЛАВА 24-я. В Египте ради посещения братий разрешают ежедневный пост
ГЛАВА 25-я. О воздержании одно старца, который шесть раз так умеренно принимал пищу, что еще чувствовал голод
ГЛАВА 26-я. О другом старце, который в совей келье никогда один не принимал пищи
ГЛАВА 27-я. Похвала аввам Песию и Иоанну
ГЛАВА 28-я. Того же аввы Иоанна предсмертное наставление
ГЛАВА 29-я. Об авве Махете, который во время духовного собеседования никогда не спал, а во время разговоров о земном засыпал
ГЛАВА 30-я. Того же старца мнение о том, что не должно никого осуждать
ГЛАВА 31-я. Обличение того же старца, когда он увидел, что братия во время духовного собеседования засыпали, а при рассказе пустой басни пробуждались
ГЛАВА 32-я. О письмах, прежде прочтения сожженных
ГЛАВА 33-я. О решении вопроса, которое авва Феодор испросил молитвою
ГЛАВА 34-я. О мнении того же старца, который учил, что монах может приобрести знание Св. Писания не исследованием его, а молитвою и чистотою сердца
ГЛАВА 35-я. Обличение того же старца, когда в полночь пришел в мою келью
ГЛАВА 36-я. Описания пустыни Диолкосской, в которой пребывали отшельники
ГЛАВА 37-я. Человеколюбие аввы Архебия похваляется
ГЛАВА 38-я. Тот же Архебий трудами рук своих уплатил долг матери
ГЛАВА 39-я. Один старец с притворством доставил работу авве Симеону, когда он был праздным
ГЛАВА 40-я. Об отроках, которые, неся к больному смоквы, с голоду умерли в пустыне, не вкусив их
ГЛАВА 41-я. Мнение аввы Макария касательно поста и подавления страстей
КНИГА ШЕСТАЯ. О ДУХЕ БЛУДА.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. О главном средстве против духа блуда
ГЛАВА 3-я. О том, сколько уединение содействует к побеждению страсти блудной
ГЛАВА 4-я. Какое различие между чистотою и воздержанием, и пребывают ли всегда вместе та и другое?
ГЛАВА 6-я. О том, что блудная брань не может быть побеждена одним человеческим старанием
ГЛАВА 6-я. Об особенной благодати Божией, необходимой для достижения чистоты
ГЛАВА 7-я. Пример из мирского ристалища по слова Апостола
ГЛАВА 8-я. Сравнение с готовящимися вступить в борьбу на земном поприще
ГЛАВА 9-я. О том, какую чистоту сердца мы должны всегда иметь пред очами Божиими
ГЛАВА 10-я. Какой признак совершенной и всецелой чистоты
ГЛАВА 11-я. От какого порока происходит ночное обольщение
ГЛАВА 12-я. Чистота плоти не может быть приобретена без чистоты сердца
ГЛАВА 13-я. Возникающие плотские помыслы тотчас надобно изгонять из сердца
ГЛАВА 14-Я. Мы должны стараться не похвалу целомудрию составлять, а изъяснять действие его
ГЛАВА 15-я. Добродетель целомудрия апостол называет святынею
ГЛАВА 16-я. О другом свидетельстве Апостола о той де святости
ГЛАВА 17-я. Надежда на высшую награду должна усиливать охранение целомудрия
ГЛАВА 18-я. Целомудрие основывается на смирении, а знание на целомудрии
ГЛАВА 19-я. Отзыв св. Василия Великого о качестве своего девства
ГЛАВА 20-я. Из чего познается совершенная непорочность души
ГЛАВА 21-я. Как достигнуть состояния совершенной чистоты
ГЛАВА 22-я. До какой степени может быть доведено целомудрие нашего тела, или какой признак совершенно очищенного духа
ГЛАВА 23-я. Средства для приобретения совершенной чистоты сердца и тела
КНИГА СЕДЬМАЯ. О ДУХЕ СРЕБРОЛЮБИЯ.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-й. Болезнь сребролюбия гибельна
ГЛАВА 3-я. Какая польза бывает для нас от естественных страстей
ГЛАВА 4-я. Без оскорбления для Творца можем сказать, что в нас есть некоторые природные пороки
ГЛАВА 5-я. О пороках, без врожденного пожелания допускаются по нашей испорченности
ГЛАВА 6-я. Болезнь сребролюбия, быв однажды принята, с большим трудом изгоняется
ГЛАВА 7-я. Какими пороками сребролюбие порождается, и сколько зол оно порождает
ГЛАВА 8-я. Сребролюбие препятствует всем добродетелям
ГЛАВА 9-я. Монах, имеющий деньги не может пребывать в киновии
ГЛАВА 10-я. Какой труд для сребролюбия должен подъять оставляющий монастырь
ГЛАВА 11-я. Под предлогом сохранения денег ищут сожительства с женщинами
ГЛАВА 12-я. Пример одного холодного монаха, опутанного сетями сребролюбия
ГЛАВА 13-я. Какую пользу приносят старцы молодым разоблачением пороков
ГЛАВА 14-я. Троякая болезнь сребролюбия
ГЛАВА 16-я. Худо отрекающийся чем различается от неотрекающегося
ГЛАВА 16-я. Предлог к оправданию тех, которые не хотят оставить свое имущество
ГЛАВА 17-я. О самоотвержении апостолов и первенствующей церкви
ГЛАВА 18-я. Если хотим подражать апостолам, то не должны водиться своим мнением, а следовать их примеру
ГЛАВА 19-я. Изречение св. Василия Великого касательно одного сенатора
ГЛАВА 20-я. Как бесчестно быть побежденным сребролюбием
ГЛАВА 21-я. Как победить сребролюбие
ГЛАВА 22-я. Иной, и, не имея денег, может считаться сребролюбивым
ГЛАВА 23-я. Примеры Иуды
ГЛАВА 24-я. Сребролюбие может быть побеждено
ГЛАВА 25-я. О погибели Анании, Сапфиры и Иуды, которой они подвергались из-за сребролюбия
ГЛАВА 26-я. Сребролюбие причиняет душе духовную проказу
ГЛАВА 27-я. Свидетельства из Св. Писания, из которых желающий совершенства научается не возвращать себе того, от чего отказался при вступлении в подвиг самоотвержения
ГЛАВА 28-я. Над сребролюбием не иначе можно одержать победу, как нестяжательностью
ГЛАВА 29-я. В чем должна состоять монашеская нищета
ГЛАВА 30-я. Средства против недуга сребролюбия
ГЛАВА 31-я. Сребролюбие можно победить только живущему в киновии, и как можно здесь жить
КНИГА ВОСЬМАЯ. О ДУХЕ ГНЕВА.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. О тех, которые говорят, что гнев не вреден, если гневаемся на согрешающих, потому что и о самом Боге говорится, что гневается
ГЛАВА 3-я. Какие действия человеческие приписываются Богу
ГЛАВА 4-я. Как надобно понимать о качествах и членах человеческих, приписываемых неизменяемому и бестелесному Богу
ГЛАВА 5-я. Какая кротость приличествует монаху
ГЛАВА 6-я. О неправедном или праведном возбуждении гнева
ГЛАВА 7-я. В чем необходим для нас гнев, или какими примерами блаженного Давида гнев спасительно допускается
ГЛАВА 8-я. Гнев надобно иметь на самих себя
ГЛАВА 9-я. О каком солнце говорится, чтобы оно не зашло в гневе нашем
ГЛАВА 10-я. О тех, кои и по закате солнца не прекращают гнева
ГЛАВА 11-я. Притворно скрывающий свой гнев, грешит так же, как и обнаруживающий его
ГЛАВА 12-я. Гнев и на короткое время не позволительно иметь
ГЛАВА 13-я. О братском примирении
ГЛАВА 14-я. Также и ветхий закон запрещает иметь гнев не только в действии, но и в помышлении
ГЛАВА 15-я. Говорится о тех, которые причины своей нетерпеливости слагают на других
ГЛАВА 16-я. Спокойствие нашего сердца зависит не от произвола другого, а от нашей власти
ГЛАВА 17-я. С каким намерением надобно удаляться в пустыню
ГЛАВА 18-я. Нетерпеливы и раздражительны бывают и те, которых люди не трогают
ГЛАВА 19-я. О подавлении гнева по Евангельскому учению
ГЛАВА 20-я. Как надобно понимать гнев напрасный
ГЛАВА 21-я. Средства к искоренению гнева из сердца
КНИГА ДЕВЯТАЯ. О ДУХЕ ПЕЧАЛИ
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. С какою заботливостью надобно врачевать болезнь печали
ГЛАВА 3-я. С чем сравнивается душа, съедаемая печалью
ГЛАВА 4-я. От чего, или каким образом рождается печаль
ГЛАВА 5-я. Смущение происходит в нас от порочности нашей, а не от других
ГЛАВА 6-я. Никто внезапно не подвергается падению, но мало помалу произвольно уклоняясь от правды, наконец, погибает
ГЛАВА 7-я. Для достижения совершенства не должно удаляться общения с братиями, а надобно всегда вооружаться терпением
ГЛАВА 8-я. Если нравы будут исправлены, то мы можем сойтись со всеми
ГЛАВА 9-я. О другом роде печали, которая приводит к отчаянию в спасении
ГЛАВА 10-я. В чем бывает полезна нам печаль
ГЛАВА 11-я. Как различить полезную печаль ради Бога от диавольской, смертоносной
ГЛАВА 12-я. Без спасительной печали ради Бога, которая рождается тремя способами, всякая другая печаль должна быть отвергаема
ГЛАВА 13-я. Какими средствами должно изгонять печаль из сердца
КНИГА ДЕСЯТАЯ. О ДУХЕ УНЫНИЯ.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. Как уныние вкрадывается в сердце монаха, и какой вред причиняет духу
ГЛАВА 3-я. Уныние чем побеждает монаха
ГЛАВА 4-я. Уныние ослепляет ум, делает неспособным к созерцанию добродетелей
ГЛАВА 5-я. Двоякое уныние бывает
ГЛАВА 6-я. Как зловредны бывают действия уныния
ГЛАВА 7-я. Свидетельства апостола о духе уныния
ГЛАВА 8-я. Бесчинным бывает тот, кто не хочет заниматься делом рук своих
ГЛАВА 9-я. Не только апостол, но и бывшие с ним работали своими руками
ГЛАВА 10-я. Апостол для того и работал своими руками, чтобы нам представить пример трудолюбия
ГЛАВА 11-я. Апостол не только примером, но и словами проповедуя, увещевал работать
ГЛАВА 12-я. Апостол недовольствуясь одним увещеванием, присоединил еще власть и повеление
ГЛАВА 13-я. О словах апостола: мы слышали, что некоторые между вами поступают бесчинно
ГЛАВА 14-я. Слова Апостола пресекают многие пороки
ГЛАВА 15-я. Об оказании снисхождения праздным и нерадивым
ГЛАВА 16-я. Мы должны исправлять погрешающих не с ненавистью, а с любовью
ГЛАВА 17-я. Разные свидетельства, которыми апостол доказывает, что надобно трудиться, и что он сам занимался работою
ГЛАВА 18-я. Апостол работал столько, сколько нужно было ему и другим, бывшим с ним, на пропитание
ГЛАВА 19-я. Как надобно понимать слова: блаженнее давать, нежели принимать
ГЛАВА 20-я. О празднолюбивом брате, побуждающем других выйти из киновии
ГЛАВА 21 -я. Разные свидетельства Св. Писания об унынии
ГЛАВА 22-я. Египетские монахи так работают своими руками, что не только своим потребностям удовлетворяют, но падают и заключенных в темницах
ГЛАВА 23-я. По причине празднолюбия в западных странах нет монашеских киновий
ГЛАВА 24-я. Об авве Павле, который каждый гол дело рук своих в огне сжигал
ГЛАВА 25-я. Слова аввы Моисея, сказанные мне для прогнания уныния
КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ. О ДУХЕ ТЩЕСЛАВИЯ.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. Тщеславие искушает монаха не только с плотской стороны, но и с духовной
ГЛАВА 3-я. Тщеславие как многообразно
ГЛАВА 4-я. Как тщеславие нападает на монаха с правой и с левой стороны
ГЛАВА 5-я. Каким сравнением поясняется свойство тщеславия
ГЛАВА 6-я. Тщеславие не совершенно истребляется и в пустыне
ГЛАВА 7-я. Тщеславие, когда будет низложено, тогда еще сильнее восстает на борьбу
ГЛАВА 8-я. Тщеславие не ослабляется ни пустынею, ни возрастом
ГЛАВА 9-я. Тщеславие бывает опаснее, когда соединяется с добродетелями
ГЛАВА 10-я. Пример царя Езекии, как он стрелою тщеславия был поражен
ГЛАВА 11-я. Пример царя Озии, пораженного проказою
ГЛАВА 12-я. Разные свидетельства о тщеславии
ГЛАВА 13-я. Каким образом тщеславие искушает монаха
ГЛАВА 14-я. Как тщеславие внушает присвоить себе степень клирика
ГЛАВА 15-я. Как тщеславие опьяняет ум
ГЛАВА 16-я. Страсти не иначе можно уврачевать, как узнав их корни и причины
ГЛАВА 17-я. Монах должен избегать женщин и епископов
ГЛАВА 18-я. Средства против тщеславия
КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О ДУХЕ ГОРДОСТИ.
ГЛАВА 1-я.
ГЛАВА 2-я. Два рода гордости
ГЛАВА 3-я. Гордость все добродетели погубляет
ГЛАВА 4-я. По причине гордости лицифер из Архангела сделался диаволом
ГЛАВА 5-я. Побуждения ко всем порокам происходят от гордости
ГЛАВА 6-я. Гордость по порядку борьбы бывает последняя, а по времени и началу первая
ГЛАВА 7-я. Гордость есть такое зло, что Самого Бога имеет противником
ГЛАВА 8-я. Как Бог посрамил гордость диавола добродетелью смирения
ГЛАВА 9-я. Как можем победить гордость
ГЛАВА 10-я. Никто не может достигнуть совершенства добродетелей, или обещанного блаженства только своими силами
ГЛАВА 11-я. Примером Давида и благоразумного разбойника подтверждается выше сказанное
ГЛАВА 12-й. Нет никакого труда, который мог бы равняться обещанному блаженству
ГЛАВА 13-я. Предание отцов о способе приобретения чистоты
ГЛАВА 14-я. Помощь Божия подается трудящимся
ГЛАВА 15-я. У кого мы должны учиться пути к совершенству
ГЛАВА 16-я. Без милосердия Божия и воодушевления мы не можем приступить к самому труду достижения совершенства
ГЛАВА 17-я. Разные свидетельства, которыми доказывается, что без помощи Божией мы ничего не можем совершить относительно спасения
ГЛАВА 18-я. Мы укрепляемся благодатью Божией не только в естественном состоянии, но и в ежедневном строительстве нашего спасения
ГЛАВА 19-я. Такое понятие касательно благодати Божией предано древними отцами
ГЛАВА 20-я. Один брат за богохульство предан нечистому духу
ГЛАВА 21-я. Пример иудейского царя Иоаса, который за гордость подвергся наказанию
ГЛАВА 22-я. Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления
ГЛАВА 23-я. Совершенства нельзя достигнуть иначе, как смирением
ГЛАВА 24-я. Кого искушает духовная гордость и кого плотская
ГЛАВА 25-я. Описание плотской гордости
ГЛАВА 26-я. Кто положил худое основание, тот ежедневно нисходит в худшее состояние
ГЛАВА 27-я. Изложение пороков, рождающихся от гордости
ГЛАВА 28-я. О гордости одного брата
ГЛАВА 29-я. Признаки, по которым узнается, что плотская гордость есть в душе
ГЛАВА 30-я. Кто от гордости сделался холодным к благочестию, тот желает иметь преимущество пред другими
ГЛАВА 31-я. Как можем победить гордость или достигнуть совершенства
ГЛАВА 32-я. Каким образом истребительница всех добродетелей – гордость может быть подавлена истинным смирением
ГЛАВА 33-я. Средства против гордости