Предисловие к епископу Леонтию и Елладию
1. Собеседование аввы Моисея первое о намерении и конце монаха
Глава 1. О пребывании в ските и предложение авве Моисею
Глава 2. Вопрос аввы Моисея о том, какая цель должна быть у монаха и какой конец
Глава 3. Ответ
Глава 4. Вопрос аввы Моисея касательно высказанного намерения нашего
Глава 5. Все надобно направлять к определенной цели
Глава 6. О тех, которые, отрекшись от мира, без любви стремятся к совершенству
Глава 7. О желании спокойствия сердца
Глава 8. Главное старание должно относиться к созерцанию божественных предметов, которое поясняется подобием Марии и Марфы
Глава 9. Вопрос: "Как упражнения в добродетелях не пребудут с человеками?”
Глава 10. Ответ: "Не отнимется награда, но прекратится действие”
Глава 11. О вечности любви
Глава 12. Вопрос о непрерывности духовного созерцания
Глава 13. Ответ о направлении сердца к Богу и о царстве Бога и диавола
Глава 14. О вечности души
Глава 15. О созерцании Бога
Глава 16. Вопрос о смущении помыслов
Глава 17. Ответ, что дух может сделать с помыслами и чего не может
Глава 18. Сравнение души с жерновом
Глава 19. О трех началах наших помыслов
Глава 20. Объясняется подобием меняльщика, как помыслы наши должны быть различаемы
Глава 21. О прельщении аввы Иоанна
Глава 22. О четверояком способе рассудительности
Глава 23. О речи учителя по заслугам слушателей
2. Собеседование аввы Моисея второе о рассудительности
Глава 1
Глава 2. Польза рассудительности доказывается мнением аввы Антония
Глава 3. О погрешности Саула, который прельстился по нерассудительности
Глава 4. Польза рассудительности доказывается Священным Писанием
Глава 5. О смерти старца Ирона
Глава 6. О падении двух братьев по нерассудительности
Глава 7. О прельщении другого по нерассудительности
Глава 8. О прельщении и падении месопотамского монаха
Глава 9. Вопрос о приобретении истинной рассудительности
Глава 10. Ответ, как приобретается истинная рассудительность
Глава 11. Слова аввы Серапиона об ослаблении помыслов от открытия их и об опасности от самонадеянности
Глава 12. Признание в стыдливости, по которой затруднительно открывать помыслы старцам
Глава 13. Ответ об отвержении стыдливости и об опасности несострадающего
Глава 14. О призвании Самуила
Глава 15. О призвании апостола Павла
Глава 16. О приобретении рассудительности
Глава 17. О неумеренном посте и бдении
Глава 18. Вопрос о мере воздержания или употребления пищи
Глава 19. О лучшей мере ежедневного употребления пищи
Глава 20. Возражение касательно легкости воздержания, которое ограничивается двумя хлебцами
Глава 21. Ответ, как должно соблюдаться сказанное правило воздержаний
Глава 22. Какая должна быть общая мера воздержания и принятия пищи
Глава 23. Как предотвращать избыток семенной влаги
Глава 24. О трудности равномерного питания и пресыщении брата Вениамина
Глава 25. Вопрос: "Как соблюсти всегда одну и ту же меру?”
Глава 26. Ответ о том, что не должно превышать меру употребления пищи
3. Собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира.
Глава 1. Об авве Пафнутии
Глава 2. О речи этого старца и нашем ответе
Глава 3. Предложение аввы Пафнутия о трех родах звания и о трех отречениях
Глава 4. Изъяснение трех призываний
Глава 5. Ленивому и первое призывание не пользует, а ревностному и последнее не вредит
Глава 6. Изъяснение трех отречений от мира
Глава 7. Как надобно желать усовершения в каждом отречении от мира
Глава 8. О духовном богатстве, в котором состоит красота души или безобразие
Глава 9. О трояком роде богатства
Глава 10. Никто не может быть совершенным из находящихся на первой степени отречения
Глава 11. Вопрос о свободном произволении человека и о благодати Божией
Глава 12. Ответ о действии благодати Божией при сохранении свободы произволения
Глава 13. Устроение нашей жизни зависит от Бога
Глава 14. Знание Закона сообщается от Бога
Глава 15. Разум для познания повелений Божиих и расположение доброй воли даруются Богом
Глава 16. Самая вера даруется от Бога
Глава 17. Умерение и терпение в искушениях даруется нам от Бога
Глава 18. Страх Божий даруется нам также от Бога
Глава 19. Начало благой воли и совершение ее зависит от Бога
Глава 20. Ничего не делается в этом мире без Бога
Глава 21. Возражение о власти свободного произволения
Глава 22. Ответ: "Наше свободное произволение всегда имеет нужду в помощи Божией”
4. Собеседование аввы Даниила о борьбе плоти и духа
Глава 1
Глава 2. Спрашивается, отчего происходит внезапная перемена в духе, после неизреченной радости наступает глубокая скорбь
Глава 3. Ответ на предложенный вопрос
Глава 4. Причина Распоряжения и попущения Божия бывает двоякая
Глава 5. Наше старание и труд без помощи Божией не могут иметь успеха
Глава 6. Иногда для нас полезно бывает оставление от Бога
Глава 7. О пользе той брани, какую Апостол находит в борьбе плоти и духа
Глава 8. Вопрос, что значит, что в тексте Апостола после изображения противоборства друг другу плоти и духа присоединяется третья воля
Глава 9. Ответ о разуме правильно спрашивающего
Глава 10. Слово плоть не в одном значении принимается
Глава 11. Что Апостол называет здесь плотию и что значит похотствование плоти
Глава 12. Что это за воля наша, которая находится между вожделениями плоти и духа
Глава 13. О пользе, брани, происходящей между плотию и духом
Глава 14. О неисправимой злости злых духов
Глава 15. "Какую пользу доставляет нам брань плоти и духа?”
Глава 16. О разжжении плоти, от которого если бы мы не смирялись, то более тяжко падали бы
Глава 17. О равнодушии скопцов
Глава 18. Вопрос: "Какое различие между плотским и душевным?”
Глава 19. О трояком состоянии душ
Глава 20. О тех, которые худо отрекаются от мира
Глава 21. О тех, которые, презрев великое, привязываются к малому
5. Собеседование аввы Серапиона о восьми главных страстях
Глава 1
Глава 2. Перечень главных страстей, которые опустошают род человеческий
Глава 3. О двух родах пороков и четверояком действии их
Глава 4. Объяснение страсти чревоугодия и блуда и подавление их
Глава 5. Как Господь наш один без греха был искушаем
Глава 6. Об образе искушения Господа от диавола
Глава 7. О совершении тщеславия и гордости без посредства тела
Глава 8. О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками
Глава 9. Печаль и уныние рождаются без всякого внешнего возбуждения, не как прочие страсти
Глава 10. О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех
Глава 11. О происхождении и качестве каждой страсти
Глава 12. "В чем полезно тщеславие?”
Глава 13. О разной брани всех страстей
Глава 14. Надобно вести брань с страстями сообразно с их нападением
Глава 15. Мы не можем победить страсти без помощи Божией, и победою над ними не должно превозноситься
Глава 16. О значении семи народов, которых землю Израиль занял, и почему говорится, что их было то семь, то много
Глава 17. Вопрос о сравнении семи пороков с семью народами
Глава 18. Ответ, как по числу восьми пороков восполняется число восьми народов
Глава 19. "Почему повелевается оставить один народ египетский, а семь истребить?”
Глава 20. О свойстве чревоугодия, сравниваемого с орлом
Глава 21. Разговор с философами о непрерывной брани с чревоугодием
Глава 22. "Для чего Бог предсказал Аврааму, что десять народов будут побеждены народом израильским?”
Глава 23. "Почему полезно нам завладеть землею пороков?”
Глава 24. Земли, из которых выгнаны хананеи, предоставлены племени Сима
Глава 25. Разные свидетельства о значении восьми пороков
Глава 26. Победив страсть чревоугодия, надобно приложить труд к приобретению прочих добродетелей
Глава 27. Порядок борьбы различен от порядка пороков
Собеседование аввы Феодора об умерщвлении святых
Глава 1
Глава 2. Ответ аввы Феодора на предложенный вопрос
Глава 3. О трояких предметах в этом мире: зле, добре и среднем
Глава 4. Зло никому не может быть причинено неизбежно другим
Глава 5. Возражение: "Как же о Боге говорится, что Он творит зло?”
Глава 6. Ответ на предложенный вопрос
Глава 7. Вопрос: "Виновен ли причиняющий праведному смерть, когда праведный получает награду за смерть?”
Глава 8. Ответ на предложенный вопрос
Глава 9. Пример блаженного Иова, искушаемого диаволом, и Господа, преданного Иудою; праведнику как счастие, так и несчастие служат к спасению
Глава 10. О мужестве совершенного мужа, который называется "ободесноручным”
Глава 11. О двояком роде искушений, которые трояким образом находят
Глава 12. Муж праведный должен быть подобен не воску, а адамантовой печати
Глава 13. Вопрос: "Может ли дух наш пребывать в одном и том же качестве?”
Глава 14. Ответ на предложенный вопрос
Глава 15. "Какой бывает вред - часто оставлять свою келью?”
Глава 16. Об изменяемости Небесных Сил
Глава 17. Никто не подвергается падению внезапно