Суббота, 19.01.2019, 05:02


   
Закладки
Поиск
Популярные
Святое Евангелие (fb2)
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание (fb2)
Авва Дорофей. Душеполезные поучения (fb2)
Иоанн Лествичник, прп. Лествица (fb2)
Никон (Воробьев),игум. Как жить сегодня (составитель А.И. Осипов) (fb2)
1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам (fb2)
ДЕНЬ за ДНЕМ. Дневник православного священника (fb2)
ОПЭ "Древо": мониторинг СМИ
Счетчики


Главная » Статьи » Обзор русской духовной литературы (862 - 1720) » Первый период (862 - 1239)

24. В конце XI века написаны...
а) Повесть о двух чудесах св. Николая - с ковром и с слугою, составляющая в рукописном Житии святителя 33-ю и 34-ю главу.

Чудо о ковре начинается своим вступлением. Это чудо "сотворшися тогда, говорит сочинитель, при моей худости в Цариграде", возвещено было "патриарху тогда сущему Михаилу". (Чудо напечатано в Житии Николая. М. 1640-1642). 

Чудо с слугою начинается так: "Ино чудо хощу вам поведати". Следовательно, это говорит прежний повествователь. Святитель избавил из темницы слугу господина, "иже славною честию почтен от царя Константина, имея челяди много зело". (Чудо напечатано в Житии, М., 164-1642).  

Михаил Керуларий был патриархом 1043 - 1059 г. при императоре Константине Мономахе (1042 - 1059 г.) и недолго при Константине Дуке (1059 - 1067 г.); а после Константина Дуки ни при одном Константине не было патриарха Михаила. Следовательно, эти два чуда происходили около 1051 - 1059 г. Но описаны они в Киеве уже после патриарха Михаила, т.е. после 1059. "Патриарху тогда сущему Михаилу",- говорит повествователь современник.

б) Повесть о спасении святителем младенца, утопшего в реке Днепре, написана тогда, как ходили в Вышгород для поклонения мощам св. Бориса и Глеба "множество людии от всих град и сел"; когда в Киеве бы ли Софийский храм и митрополит; след. прежде XIII века. Чудо с младенцем от Николы Мокрого происходило в 1092 г. (Описание Соф. храма, Киев, 1854, стр. 61). Описание чуда составлено, без сомнения, тогда же. Оно напечатано в Житии святителя, М. 1610 - 1612.

в) Повесть о чуде над Половцем рассказывается Киевлянином и оканчивается так: «Мы же, братия, се слышавше чюдо сего святаго в земли Русстей, потщимся угодити Богу, яко не презре людии новепознавших Его" (напеч. в Житии, М. 1640 - 1642). Очевидно, это писано не позже конца XI века.

г) "Житие и деяние" свят. Николая, начинающееся словами: "в дни прежняя благоволи Бог взыскати писанья" - сочинение Русское. Оно состоит из двух частей: в первой описаны жизнь святителя и 27 чудес его, происходивших во времена, предшествовавших времени повествования; вторая часть начинается так: "и се же добро есть нам Божие писание к вам проповедати... яко и ныне в человецех бысть великим чудотворцем Николаем, в наши лета, многа деяния". Здесь описано 14 чудес, в том числе и приведенные нами чудеса (Царского, ркп. 1514 г. № 381; XVI в. № 368, 388). Воспользовался ли сочинитель и повествованиями чужими, или он сам описывал все чудеса своего времени, как составил Житие и деяние при пособии древних источников, теперь трудно решить. Во всяком случае описание его писано близко ко времени перенесения мощей в Бар, так как об этом перенесении он еще не говорит.

д) "Слово о перенесении мощей святаго Николы. Присно убо длъжии есмы, братие, праздник Божии в честь творяще дръжати". Перенесение происходило "в тсящное и девятьдесят шестое лето... в лета же Русских князии, благов. в. кн. Всеволода и ... сына его к. Владимира Черниговского". (Царского, № 381, 388; Румянцева, ркп. XV в. № 435). Это Слово есть и в Прологе и в Житии, напечатанном в Москве 1640 - 1642 г., но со многими переменами; есть некоторые разности и в списках.

е) Что касается до Похвального Слова св. Николаю, которое в списках Румянцева XV в. (№ 434, 435) начинается так: "Се настоит, братие, светлое праздньство", а в списках Царского (№ 381, 388) значится: "Се приспе, братие, светлое празднество", т.е. в последних с переменами в словах; то и язык его и особенно увещание: "на добрая дела подвигнемся, въздержащеся... от мертвечины и от кровоядения", показывают, что оно писано для новокрещенных Славян, только едва ли Русских: у последних и во времена язычества, по летописи, не видно обычая есть мертвичину. Слово содержит в себе и краткое описание жития.

ж) В конце XI в. пещерные иноки уже читали Житие св. Антония Печерского. Оно известно было потом блаж. Симону и Поликарпу. К сожалению, до нашего времени не дошло оно.

=> Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с. 36 - 39. Разбивка на абзацы в п. а) - Т.А.Б.
Категория: Первый период (862 - 1239) | Добавил: admin (06.09.2012)
Просмотров: 325
Библиотека православной литературы в формате .fb2 © 2011 - 2019
Конструктор сайтов - uCoz
Православные обои на рабочий стол Windows Православный календарь в интернете Благотворительность в интернете