Не думайте, что я надеюсь бесспорно убедить всех в догмате бессмертия. Нет. Задача моя скромнее: я хочу добиться признания того, что мы не имеем права его отрицать. Единственное мое намерение — и оно вполне законно — это исследовать, действительно ли идея личного бессмертия встречает противоречие в научных данных; действительно ли современные успехи знания все глубже и глубже роют неизбежную могилу для человеческого существа, и действительно ли только наивным и невежественным людям свойственно верить, что вне этого земного существования может быть другое и что телесная смерть вовсе не влечет за собою неизбежного умирания личности.
...Касательно пустых речей со стороны некоторых, числящихся в священном чине, но отделивших себя от общего тела Церкви, для требующих предлагается нижеследующая апология.
Почему сейчас иногда критерием «истинности» веры провозглашают так называемую «народную веру», имея в виду не простоту сердца, а нежелание знать основы православной веры, которое оборачивается невежеством, зачастую воинственным? У многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия, заменяя его кто чем — книгой правил, или Типиконом, или преданием старины, бытовым обрядом, или лирикой души.
Когда же человек, даже по незнанию, искажает догматические основы Православия, изменяется и даже извращается вся его жизнь. Поэтому жизненно насущна сейчас необходимость изучать основу основ — вероучение Церкви. И поможет в этом читателю глубокая книга профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова, которая издается уже седьмым изданием. Она неизменно популярна у всякого думающего человека.
Книга дает интереснейшие и основательные ответы на многие «проклятые» вопросы: как, придя в Церковь, не ограничиться обрядоверием и не остаться без Бога, как прийти к правильной вере, каковы критерии истинности духовной жизни и многие другие.
Рекомендовано Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия по Апологетике для духовных школ
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).
Статья напечатана в журнале "Православная беседа" № 1, 2000 год.
Богословское учение каппадокийских отцов (свтт. Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова) имеет чрезвычайно важное значение в
истории Богословия. В их богословских трудах тринитарная проблема получила
окончательное разрешение, и установленное ими понимание церковного учения о
Святой Троице и созданные ими формулы сделались драгоценным достоянием
православной богословской догматики.
Епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский) (1890-1979), священнослужитель, писатель, поэт. Самое известное произведение епископа - "Православный катехизис" - было издано в Париже в начале 1950-х гг. и переиздано Московской патриархией в Москве в 1990 г.
Представляющаяся ценность этого труда заключается в раскрытии отношения Православной Церкви к блаженному Августину в течение разных столетий и в попытке определить его место в ней. Мы постараемся осветить проблему существования православных в современном мире, где ощущение и вкус истинного Православного Христианства столь редко встречается среди богословов. Говоря о православном отношении к блаженному Августину, автор также имел целью избавить его от роли "козла отпущения" для нынешних академических богословов и, таким образом, помочь всем нам свободно увидеть как его, так и наши собственные немощи в ясном свете, ибо его немощи удивительно напоминают наши.
Работа посвящена одной теме, которой О. Серафим придавал огромное значение – подлинно православному пониманию сотворения Богом мира и связанному с этим пониманием отношению к теории эволюции. Правильное рассуждение по поводу данных вопросов особенно важно в наше время, когда даже многие православные уверены в истинности того, чему учит современная наука, даже если учение это расходится со святоотеческим. Предостерегая об опасности такой позиции, О. Серафим еще раз указывает, что должно быть нашим путеводителем в вопросах, связанных с происхождением человеческой природы и ее сущности – учение святых отцов Православной Церкви.