Один монах, видя царящее в мире зло и несправедливость, молил Бога открыть ему, почему Он это допускает. И вот однажды ему было откровение — он услышал голос, говорящий: «Не испытывай того, чего не достигают твой ум и сила твоего разума. Не взыскуй тайного, потому что судьбы Божии — бездна. Впрочем, раз ты просил узнать это, спустись в мир и внимай тому, что увидишь». Старец спустился в мир, и Ангел привел его к источнику у проезжей дороги, где обычно останавливались для отдыха путники. Рядом росло старое дерево с большим дуплом. Спрятавшись в нем, старец стал ждать. Через некоторое время к источнику подъехал богатый человек на лошади. Напившись воды, он достал кошелек, полный золота, и принялся пересчитывать монеты. Пересчитав их, он хотел положить кошелек в карман, но нечаянно уронил его в траву. Поев и отдохнув, богач ускакал. Вскоре показался следующий путник. Подойдя к источнику, он увидел кошелек, подобрал его и быстро удалился по другой дороге. Прошло еще немного времени, и показался третий путник — это был какой-то бедняк. Напившись воды, он присел отдохнуть, но тут неожиданно прискакал богач и в великой ярости стал требовать, чтобы бедняк вернул его деньги. Тот с клятвой уверял, что не видел никаких денег. Но богач не поверил ему и, набросившись, стал бить, пока не убил совсем. Тщательно обыскав мертвое тело и не найдя кошелька, он, смущенный и испуганный, ускакал. Сидя в своем укрытии и наблюдая случившееся, старец просил, чтобы Бог открыл ему, почему Он допустил все это. И вот посланный Богом Ангел сказал ему: «Не думай, что все происшедшее случилось без воли Божией. Слушай, я объясню тебе. Богач, который потерял золото, — сосед того, кто его нашел. Богач притеснял своего соседа и несправедливо завладел его землей. Тот просил Бога о помощи, и потому Бог устроил так, что деньги достались этому человеку. Бедняк же, который убит несправедливо, когда-то сам совершил убийство. Однако он каялся и много просил Бога, чтобы ему самому быть убитым за свой грех. Бог исполнил его просьбу, чтобы душа его была спасена. Наконец, богачу, человеку жадному и жестокому, Бог попустил впасть в грех убийства, чтобы он ужаснулся содеянному, чтобы заболела душа его и он пришел к покаянию. Пройдет время, и человек этот станет монахом. Ты же впредь не испытывай уже судьбы Божии и помни, что не бывает неправды у Бога. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, но причины этого остаются для людей неизвестными». После этого Ангел стал невидим, а монах возвратился в горы, где он подвизался.
Говорил авва Никита о некоторых двух братьях, живших вместе. Видя же диавол великую любовь их и не терпя ее, пришел и, желая разлучить их, стал пред дверьми и показался одному голубем, а другому вороной. Говорит же один из них другому: видишь этого голубя? И сказал тот: это ворона. И начали спорить друг с другом, говоря каждый свое, и, вставши, подрались до крови, и к полной радости врага разошлись. Спустя три дня, пришедши в себя, они возвратились к прежнему образу жизни и наложили на себя покаяние. И уразумевши брань врага, до смерти пребыли вместе во всяком мире.
Один путник, идя мимо строящейся церкви, спросил у рабочих, что они делают? Первый сказал: "Не видишь, что ли? Я кирпичи таскаю", второй ответил: "Да вот, денег хочу заработать", а третий произнес: "Я строю Храм". Бог ценит дела по намерениям их. Даст ти, говорит, Господь по сердцу твоему (Пс. 19:5) (Прп. Марк Подвижник)
Христос Воскресе!
В богоборческие времена один священник находился в заключении в лагере. Наступила Пасха. И лагерное начальство решило по-своему справить праздник - собрать всех заключенных, и чтобы перед ними священник отрекся от Бога. "Выйдешь и скажешь, что Бога нет. А не то..." - инструктировали батюшку мучители. Деваться некуда. Выходит священник перед своими собратьями-заключенными и первым делом, поскольку была Пасха, здоровается: "Христос Воскресе!" "Воистину Воскресе!" - хором отвечают ему. "Христос Воскресе!" - повторяет батюшка на все четыре стороны и сходит с трибуны. "Ты что?!" - подступает к нему лагерное начальство. А тот в ответ: "Да как же я буду говорить, что Христа нет, когда весь народ утверждает, что Он Воскрес?!"
В Тамбове один студент Университета хвастался пред многочисленною публикою, что в учении о вере он своими доказательствами может заставить молчать архиерея. Архиереем в это время в Тамбове был Николай. Случилось, что Преосвященный позван был в один дом на обед, где находился и упомянутый студент, который начал пред Владыкою опровергать церковную обрядность. "К чему это, - говорил он, - видимое Богослужение? Зачем настроены эти церкви? У меня церковь в сердце". "Да, - ответил ему Владыка, - в сердце - у тебя церковь, а в голове-то колокольня". Студент мало-помалу начал отступать к двери, кое-как ушел и уже более не показывался в обществе.
Ист.: Летопись Оптиной Пустыни за 1872 год
О доброделании
К одному старцу пустыннику пришел молодой инок.
Авва, — сказал он, — когда я делаю добро, помысел говорит мне, что я
хорошо делаю, и это меня смущает. Я боюсь, как бы не развился дух
гордости.
Сын мой, — отвечал старец, — было два земледельца, у которых для посева
была только плохая пшеница, смешанная с разным мусором и семенами сорных
трав. Один из них совершенно отказался сеять, не желая свой труд
тратить для плохого урожая, который неизбежно должен был получиться от
посева такого зерна. Другой посеял и собрал немного пшеницы, хотя и
плохого сорта и засоренной. Был голодный год; он все-таки пропитался,
хотя и с трудом. Первый же оказался в безвыходном положении. Который из
них поступил лучше?
Думаю, что тот, который посеял, — сказал инок.
Так и мы, — заключил старец, — будем сеять пшеницу добрых дел, хотя бы к ней и был примешан мусор дурных побуждений!
Один человек, уцелевший после кораблекрушения, был заброшен волной на маленький необитаемый остров.
Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том,
чтобы Бог спас его. Каждый день он всматривался в горизонт в поисках
приближающегося на помощь судна.
Вымотавшись окончательно, человек решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от дождя и диких зверей.
Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой
шалаш окутанным пламенем: гарь поднималась столбом к небу. Самым ужасным
оказалось то, что все его запасы были потеряны и он остался вовсе ни с
чем.
Теперь человек не мог сдержать своего отчаяния и гнева.
- Боже, как ты мог так поступить со мной? - рыдая, кричал он.
Рано утром на следующий день его разбуди гудок корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.
- Но как вы узнали, что я здесь? - спросил человек матросов.
- Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответили они.
Помни, человек: если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла,
это может быть дымовой сигнал, посланный Богом для твоего спасения.
О вере и неверии
Разговорились однажды в животе беременной женщины два младенца. Один из них был верующим, а другой почему-то оказался неверующим. - Ты веришь в жизнь после родов? – спрашивает брата неверующий младенец. - Конечно, - ответил верующий. – Ясное дело, что жизнь после родов существует. Мы здесь только для того, чтобы окрепнуть и быть готовыми к тому, что нас ждет потом. - Глупость, - возразил неверующий брат. – Никакой жизни после родов не бывает. Ты хоть можешь представить, как она будет выглядеть?! - Я не знаю всех деталей, - сказал верующий младенец, - но верю, что там будет больше света. Может быть, в той жизни мы даже будем сами ходить и есть своим ртом. - Какая ерунда, - возразил ему брат. – Это же невозможно: самим ходить и есть ртом. Об этом даже говорить смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Наша жизнь – пуповина, она и так слишком коротка, чтобы думать еще о чем-то другом. - Но там все будет совсем по-другому, - ответил верующий брат. – В любом случае мы там увидим маму, и она позаботится о нас. - Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится? - Она везде, вокруг нас, мы в ней пребываем. Благодаря ей мы движемся и живем. Без нее мы просто не могли бы существовать. - Полная ерунда. Я не видел никакой мамы, поэтому для меня очевидно, что ее просто нет! – воскликнул неверующий младенец.
- А я точно знаю, что она есть, - сказал верующий. – Иногда, когда все вокруг затихает, можно даже услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит нас. Вот увидишь, наша настоящая жизнь начнется только тогда, когда мы родимся!